Мир моды и музыкальная индустрия идут рука об руку с начала времен. Когда рейв-культура по-прежнему корчила рожи за закрытыми складскими воротами в начале 90-х, модные ритейлеры одевали британцев в тинейджерские шорты из лайкры и неоновые бомберы. Следующее десятилетие отметилось субкультурой эмо, и в начале нулевых, когда тяжелый метал перестали рассматривать как территорию ролевиков в футболках с драконами, легкость, с которой можно было найти реплики кожаных байкерских курток и джинсовых жилетов в торговых центрах, вызывала некоторую тревогу (и бесспорную пользу). В 2015 году тенденции британской моды возвращаются к замше и брюкам клёш; на самом деле, одна из статей Buzzfeed ушла настолько далеко, что предположила заговор торговой площадки ASOS, чтобы заставить всех выглядеть как Шер, что не так уж и плохо, конечно. Этот модный сдвиг явно коррелирует с музыкальной приверженностью современной музыки к 70-ым.
С пластинкой «Closer To Home» GRAND FUNK RAILROAD на расстоянии одного клика мы можем вообще не слушать новые записи ADELE, BEACH SLANG или GHOSTPOET, но как понять, чем пытались выделиться группы в 2015 году, если бесконечное количество стриминговых сервисов может окунуть нас в кроличью нору любого зазеркалья, какое мы бы ни выбрали? Суть бума вокруг Spotify сводится к тому, что мы едва ли нуждаемся в новой музыке. Но если мы что-то и запомним из минувшего года, так это возвращение клёш и очередные мелодии на тему GRAND FUNK RAILROAD.
К несчастью для компании Rise Above Records, которая выпустила их бокс-сет в 2010 году, рокеры вроде BANG (американский ответ BLACK SABBATH) сейчас в ударе. В 2015 году они с успехом сыграли гастроли в Америке наряду с PENTAGRAM, а вскоре вернутся в Европу для неувядающего фестиваля Roadburn Festival. LED ZEPPELIN, хитроумно предсказавшие тенденции, выпустили в 2015 несколько раритетов и ремастерингованных переизданий; DEEP PURPLE напомнили о своем существовании парой концертных релизов, а в июне 20.000 человек собрались недалеко от Лондона на фестивале Ramblin’ Man Fair, который продемонстрировал внушительное количество легенд, включая SCORPIONS, GREG ALLMAN и BLUE OYSTER CULT.
Безусловно, 2015 год увидел немало пластинок и от современных команд, как то GENTLEMANS PISTOLS из Йоркшира, которые уже лет десять без громких признаний занимали собственную нишу с музыкой в стиле THE SWEET и SIR LORD BALTIMORE.
«Я болтался по Лидсу с длинными волосами, бородой и в брюках клёш, и надо мной все смеялись, — говорит любезный основатель и фронтмен Джеймс Аткинсон. – Сейчас как будто бы все в порядке». Подписав контракт с известным металлическим лейблом Nuclear Blast (который коллекционирует группы с винтажным звучанием, будто фишки), GENTLEMANS PISTOLS выпустили третий студийный альбом «Hustler’s Row», который пришел практически одновременно с ретро-опусами шведов GRAVEYARD и немцев KADAVAR, а также анонсом возвращения оверлордов блюз-рока WITCHCRAFT в 2016 году. Rise Above, бывший лейбл GENTLEMANS PISTOLS, не остался в стороне от тренда и выпустил пластинки HORISONT и UNCLE ACID AND THE DEADBEATS, тогда как Earache Records ушел от экстремального грайндкора в нишу хард-рокового звучания RIVAL SONS, BLACKBERRY SMOKE и THE TEMPERANCE MOVEMENT.
«Безусловно, растет рынок так называемого «ретро-рока», вдохновленного хард-роком конца 60-х/ начала 70-х», — комментирует Монте Коннор, президент Nuclear Blast и самопровозглашенный рок-фетишист. Нередко находя группы на страницах блога The Day After The Sabbath, посвященного прото-металу из дальних уголков интернета, Коннор ежедневно продвигает BLUES PILLS и THE VINTAGE CARAVAN, но его реальное хобби заключается в поиске таких самородков как JOSEFUS, HAIRY CHAPTER и ATOMIC ROOSTER. «На каждых BLACK SABBATH было около 30 команд, не достигших успеха, — говорит Монте. – Сегодняшние ретро-рок-группы в основном состоят из любителей этого «прото-метала», и они активно их продвигают, чтобы открыть для фанатов. Следовательно, многие из этих команд сейчас имеют культовых последователей».
«Я хотел бы связать популярность ретро-рока и прото-метала среди современных музыкантов стремлением распространить слово незамеченных героев, которых они раскопали. А фанаты прото-метала, в свою очередь, находят в современных командах именно ту музыку, которая им нравится, — добавляет Коннор. — Это все идет скопом и объясняет популярность GRAVEYARD и возрождение интереса к SIR LORD BALTIMORE».
«Думаю, определенная часть сообщества всегда ценила такие группы, но с появлением файлообменников это стало разрастаться как снежный ком», — добавляет Ричард Шеппард, 70-летний рок-энтузиаст и владелец блога The Day After The Sabbath.
«В условиях растущего интереса интернет позволил этим командам раскрыться, получив внимание лейблов и фанатиков. Нередко они были совершенно потрясены таким интересом к музыке, записанной лет 40 назад и почти забытой. Некоторые из них даже воссоединились, а современные ребята вроде THE VINTAGE CARAVAN существуют только благодаря возобновлению интереса. Распространившееся в последнее время количество независимых фестивалей и лейблов тоже поражает».
Испанские хард-рокеры 77 думают так же. Братья Эл Джей (LG Valeta) и Арманд Валета (Armand Valeta) играли олдскульный рок в течение 10 лет, но оставались за границей популярности, пока не наступил ренессанс, подаривший им контракт с Century Media Records. «Я не думаю, что это плохо, — говорит Эл Джей о тенденциях современного звука, который вполне мог стать саундтреком фильма «Почти знаменит». – Некоторые думают, что музыканты должны создавать что-то совершенно новое, и я уважаю их мнение, но едва ли кто-то создал настоящую инновацию за последние лет 15 или 20. Слушая старые вещи, понимаешь, что эта музыка была хорошей, и музыкальная индустрия тогда работала. Лейблы могли тратить деньги на запись, и группы могли свободно провести пару месяцев в студии. Все пробовали что-то новое и осваивали технологии, вдохновляя друг друга. Революция случилась настолько быстро, что к 90-ым все закончилось. Артисты ушли максимально далеко в каждом жанре, так что нам осталось лишь оглядываться назад и играть любимый рок-н-ролл».
Но зачем вообще начинать группу, если все хорошие записи уже сделаны?
Нужны ли в 2015 году ребята вроде GRAVEYARD?
«Если вы считаете нас исключительно ревизионистами, тогда да, — говорит фронтмен GRAVEYARD Йоаким Нильсон. – Но мы воспринимаем себя иначе. Мы рассматриваем себя как группу, которая играет новую музыку для нового поколения, а не как команду, которая обращается к классическому року 70-х. Мы стараемся быть современными. Я хочу играть сейчас – это никогда не было настолько захватывающим».
Статья первоначально появилась на сайте noisey.vice.com.