Когда речь заходит о рок-н-ролльных фантазиях, у многих на вершине списка окажется желание «зависнуть с Китом Ричардсом». Действительно, кто бы отказался провести пару часов с легендарным гитаристом THE ROLLING STONES, покрутить старинные записи, поиграть на его «Фендерах» (которые преимущественно носят имена героев Дикинсона) или послушать рассказы о музыкальных приключениях старого пирата?
Режиссер Морган Невилл («В двадцати футах от того, чтобы стать звездой») прошел через эти стадии во время создания документального фильма «Keith Richards: Under The Influence», который получит премьерный показ на телеканале Netflix 18 сентября.
80-минутная лента, первоначально задуманная в качестве рекламного ролика для грядущего альбома «Crosseyed Heart» [первого сольника Ричардса за 23 года], предлагает тот же опыт, рисуя очаровательный портрет старца от рок-н-ролла, которому в декабре стукнет 72 года. Проницательные комментарии в фильме звучат от Тома Уэйтса, Бадди Гая, Стива Джордана, гитариста X-PENSIVE WINOS Уодди Уотела и давнего гитарного техника THE ROLLING STONES Пьерра де Бопорта.
Скорее посвященная его нынешнему, чрезвычайно позитивному пространству, нежели хронологическим взлетам и падениям, документалка старательно избегает темной стороны легенды, как то выступление в Альтамонте, героин, смерть Брайана Джонсона и бурные отношения гитариста THE ROLLING STONES с Анитой Палленберг. Слово «влияния» (influence) в названии относится к музыке, а не к алкоголю или опиатам, и Невил прекрасно погружает зрителей в самое сердце блюза, кантри и регги, которые глубоко повлияли на Ричардса и его группу. Далее можно найти 10 фактов, которые освещаются в фильме «Keith Richards: Under the Influence» (статья RS).
01. Самым ранним музыкальным влиянием Кита была его мать.
«Моя мама обладала удивительным музыкальным вкусом. Она была мастером и всегда находила на радио что-нибудь интересное». Дорис Ричардс открыла единственному сыну джаз, в том числе Сару Воан, Эллу Фицджеральд, Билли Холидея, Луи Армстронга и Билли Экстайна, а также «немного Моцарта тут и там». Она же привила ему пожизненную любовь к кантри-музыке. «В Англии его почти не слышно, но я был хорошо осведомлен, — вспоминает Кит. – Моя мама позаботилась об этом».
02. Дед дразнил его за желание стать гитаристом.
Дед Кита Гас хранил акустическую гитару на стене вне досягаемости мальчишки. «Когда ты достанешь, я позволю тебе играть», — говорил ему Гас. Когда Кит вырос достаточно, дед заставил его разучить испанский стандарт «Малагенья», потому что «там было много хороших ходов, помогающих развивать пальцы».
03. Корни THE ROLLING STONES можно проследить с двумя альбомами.
В 1960 году Кит столкнулся со своим будущим закадычным другом Миком Джаггером в поезде. Мик поделился двумя пластинками – «The Best of Muddy Waters» и «Rockin’ at the Hops» Чака Берри [обе принадлежали лейблу Chess Records] – и парни сразу же объединились на почве общей любви к блюзу.
«Мне казалось, что я был единственным парнем в Юго-Восточной Англии, который знал о блюзе все», — смеется Ричардс. Впоследствии из этого выросли THE ROLLING STONES, чье название отсылает к композиции Мадди Уотерса «Rollin’ Stone». Песни с обоих альбомов (включая «I Just Want to Make Love to You» Мадди и «Let It Rock» Чака) обосновались в сетлистах группы еще на долгие десятилетия.
04. THE STONES однажды нарвались на неприятности за «купание нагишом».
Кит рассказывает, что во время одного из ранних американских туров кто-то заявил на группу в полицию за купание нагишом в отеле Georgia Holiday Inn. «Некоторые напуганные местные жители подумали, наверное, из-за причесок, что голые барышни ныряют в бассейн», — смеется Кит. К большому потрясению (или разочарованию) полицейских, это оказалась куча худощавых английских ребят.
05. THE STONES изменили стандарты чикагского блюза.
Легенда блюза Бадди Гай вспоминает, что студийные инженеры Chess Studios отказывались записывать гитары на высокой громкости. Они утверждали, что никто не захочет слушать искаженный звук. «Когда до Леонардо [Чесса] дошли слухи, что так играют британцы, он свыкнулся с этой мыслью, — говорит Бадди. – Я выкрутил свой усилитель прямо как британские парни».
06. Кит считает, что лучше играет на басу, чем на гитаре.
Конечно, это может быть шуткой, но нет никаких сомнений, что Кит временами зависает с четырехструнным инструментом. Мало того, что он прописал басовые линии для классических номеров THE STONES «Jumping Jack Flash», «Street Fighting Man», «Sympathy for the Devil» и «Happy», так еще и полностью записал все басовые партии для альбома «Crosseyed Heart». «Мне нравится это дерьмо», — ликовал Ричардс, записав новый лонгплей.
07. В песне «Street Fighting Man» нет электрогитары.
Серьезно – бас Кита здесь является единственным электрическим инструментом. Этот агрессивный гитарный звук, который можно услышать на записи 1968 года, получился благодаря тому, что акустическая гитара записывалась с близкого расстояния на портативный магнитофон. В фильме «Under the Influence» Ричардс демонстрирует технику использования магнитофона Norelco 1967 года.
08. Как-то раз Кит пошел на вечеринку к одному легендарному блюзмену [Вилли Диксону], а проснулся в доме другого [Хаулина Вулфа].
Кит вспоминает во время посещения ветхого дома Уотерса на южной стороне Чикаго, как Вилли Диксон пригласил его на вечеринку тысячу лет назад. «Было круто, когда я пришел туда, — говорит гитарист. – Но я не помню, как уходил. Я упал где-то там, а проснулся в доме Хаулина Вулфа… вечеринка продолжалась, и я присоединился!».
09. Кит не разговаривал со своим отцом в течение двух десятилетий.
Родители Кита разошлись, когда он покинул дом, чтобы добиться рок-н-ролльной мечты; его отец Берт Ричардс не разговаривал с ним 20 лет. Когда Кит, наконец, договорился о встрече с Бертом в 80-х, он был так напуган перспективой снова увидеть отца, что взял с собой Ронни Вуда «для защиты». Пугающее присутствие Вуди, конечно, оказалось лишним, однако воссоединение состоялось. «Мы все уладили, — говорит Кит, — и в течение следующих 20 лет он стал моим лучшим другом».
10. Кит действительно [тяжелый вздох] говорит о пенсии.
Интернет породил бессчетное количество мемов о бессмертии Кита, но музыкант вполне серьезно обдумывает завершение карьеры.
«Кит сказал кое-что шокирующее, и я попросил больше не поднимать эту тему, — делится Стив Джордан. – Он сказал: «Знаешь, может, мне пора на покой». Я обалдел».
Кит пытается сделать что-то безумное и рычит: «Я разговариваю во сне!» — но, черт, как же приятно знать, что семидесятилетняя рок-звезда иногда думает о тех же вещах, что и нормальный, среднестатистический старец 70 лет.