BLACK SABBATH взорвали Чикаго суперхитами с туром «The End»

24 января 2016 timetorock

Возможно, культовые первопроходцы метала прощаются с публикой, но едва ли они собираются уходить тихо

Оззи Осборн

Добро пожаловать в финал», — сказал Оззи Осборн на первом из двух концертов в Чикаго, куда BLACK SABBATH приехали с прощальным туром под соответствующим заголовком «The End», который, на самом деле, звучит гораздо мрачнее, чем сама группа во время предыдущей ночи. От сокрушительного трехтонового введения «Black Sabbath» — во время которого Осборн поднял руки вверх, будто бы Франкенштейн – до галлопирующего трека «Children of the Grave», шоу скорее праздновало наследие пионеров жанра, нежели служило для них эпитафией.

В рамках двухчасового сета фронтмен не снимал улыбку Чеширского кота, пока его товарищи, сплошь разодетые в черное, вдыхали новую жизнь в песни, которые звучат на протяжении пяти десятилетий. Осборн постоянно гримасничал вокруг гитариста Тони Айомми, который не смог сдержать улыбки во время стремительного соло, и даже стоический басист изобразил полуусмешку, когда Оззи представил его аудитории как «Мистера Гизера, мать его, Батлера!». Но на сцене царило не только дурачество.

С 1968 года тяжесть была практически религией для членов группы. Их дебют 1970 года «Black Sabbath», ставший родоначальником одновременно для хэви-метала и его тоскливого брата дум-метала, включал непреклонные долгоиграющие риффы и мелодраматическую лирику вроде «Большой черный силуэт с горящими глазами/ Говорящий людям об их желаниях», которая вполне соответствовала сумасшествию Бориса Карлоффа и его фильмов, ставших вдохновением для названия коллектива. Ряд других музыкантов тоже может претендовать на свою долю в становлении метала, как, например, LED ZEPPELIN, чьи современные побратимы RIVAL SONS вчера разогревали публику, однако никто не в состоянии тягаться с гением SABBATH.

Это был уникальный звук, и BLACK SABBATH навсегда приросли к нему, переплыв горы кокаина и океаны алкоголя, которые закончились увольнением Осборна в 1979 году. Это открыло дверь для множества талантливых вокалистов, однако они никогда не могли звучать столь мучительно прекрасно. В первом десятилетии SABBATH были владыками своего мира, мастерами сюрреального, спиральными архитекторами жанра. И хотя метал развивался непредсказуемо, никто не мог скрыть влияние SABBATH. Они воссоединились с фронтменом в 1997 году и продолжили гастролировать, никогда не позволяя разногласиям влиять на их культовый звук.

Они, как никто другой, понимают свою значимость – «Потребовалось 47 гребаных лет, чтобы попасть на первую строчку хит-парадов в Америке, — сказал Осборн слушателям Чикаго, намекая на последнюю пластинку «13» (2013). – Можете поверить в это дерьмо, а?» — поэтому прощаются в своем стиле. Первое выступление BLACK SABBATH в Городе ветров, на 20-тысячной арене «Юнайтед-центр» — это лишь вторая дата «The End» после запуска тура в Омахе, однако они звучат так, будто навсегда оседлали грув.

Шоу началось с ролика, где крылатый демон вылупляется из яйца и дышит пламенем, отображая название коллектива. Сцена была относительно пустой, сохранив только гигантский светодиодный экран и пиротехнические устройства, стреляющие струями пламени, что позволяло уделить больше внимания самому выступлению.

Сет-лист в основном касался четырех первых альбомов SABBATH, включая хиты «Paranoid», однако место нашлось и для номера «God Is Dead?» с пластинки «13», а также для гитарного шоу-стоппера «Dirty Women» с лонгплея 1976 года «Technical Ecstasy». Ранее Батлер говорил, что группа репетировала три классических песни, которые не звучали во время последних туров — «Hand of Doom» («Paranoid»), «After Forever» («Master of Reality») и, судя по концерту в Омахе, «Tomorrow’s Dream» («Vol. 4») — чтобы сохранить напряжение, и очевидно, что оно того стоило.

Каждый из музыкантов находился в космической форме на шоу в Чикаго. Айомми, которого певец представил «Железным человеком», играл микс из ловких блюзовых соло и крушащих зубодробительных риффов, а также разбавлял партии здоровой порцией импровизации. Неутомимый шоумен Осборн раззадоривал публику и самого себя, вытягивая руки, будто Спаситель хэви-метала, и сопровождая лирику пантомимой, но ни на миг не терял вокальной убедительности.

Между тем, ритм-секция сохраняла импульс. Батлер работал с педалью «вау-эффекта» в фирменном соло «Bassically» и создавал жуткую, почти джазовую атмосферу в песне «Hand of Doom», которая последний раз исполнялась в далеком 1978 году. Ударник Томми Клафетос, который прежде играл с Осборном и гастролировал с группой после скандалов оригинального драммера Билла Уорда, доказал, что он достоин своего места, отыграв все номера нота в ноту и снабдив их длинным барабанным соло.

И хотя «Paranoid», «Iron Man» и другие крупные хиты BLACK SABBATH привели толпу в движение, участники группы оказались достаточно храбры для менее популярных раритетов. Осборн упивался сказочной, психоделической лирикой блюза «Behind the Wall of Sleep» с альбома «Black Sabbath», тогда как Айомми раскопал, казалось, утерянные и растоптанные ноты «Under the Sun»/ «Every Day Comes and Goes» с пластинки «Vol. 4». Все это пришло в компании «Fairies Wear Boots» («Paranoid»).

Если бы группа могла сделать больше, она обязательно ушла бы еще глубже в свой каталог, пытаясь раскопать драгоценные камни.

В 1971 году Rolling Stone так описывал шоу BLACK SABBATH в Провиденсе, Род-Айленд: «Все отчаянно маршировали, следуя по стопам Осборна, размахивающего кулаками в воздухе… Арена грохотала и вибрировала от топота, пока он пел «War Pigs». В той же статье музыка называлась «громкой и болезненной» (комплимент?), тогда как целевая аудитория группы определялась детишками от 14 до 17 лет. Сорок пять лет спустя сцена «Юнайтед-центр» не слишком отличается от этого описания: Все машут руками и кричат каждую вторую строчку «War Pigs» — однако главная особенность кроется в возрастном диапазоне аудитории, который охватывает целые поколения.

Это становится еще одним свидетельством в пользу ранних записей, настолько весомых, что SABBATH вполне могут назвать этот поход «последним туром величайшей метал-команды всех времен», и будут правы. Возможно, это действительно начало конца, но как они доказали в Чикаго, их музыка будет эхом звучать в веках.

Сет-лист концерта в Чикаго:
01. Black Sabbath
02. Fairies Wear Boots
03. After Forever
04. Into the Void
05. Snowblind
06. War Pigs
07. Behind the Wall of Sleep
08. N.I.B.
09. Hand of Doom
10. Rat Salad
* Tommy Clufetos drum solo
11. Iron Man
12. God Is Dead?
13. Under the Sun/ Every Day Comes and Goes
14. Dirty Women
15. Paranoid
16. Children of the Grave

В качестве бонуса слушаем четыре не издававшихся трека и концертные записи с лимитированного компакт-диска «The End», который продается на гастролях.

comments