Еще до того, как METALLICA превратила жанр в состязание скорости, старые группы вроде ACCEPT, RAVEN и METAL CHURCH уже обращались к быстрым темпам, заступая одной ногой на территорию того, что мы когда-то называли металом, но сейчас характеризуем как традиционный хард-рок. С акустической точки зрения эти группы образовали своего рода соединительную ткань между пышным глэмом и более агрессивными стилями, которые возникли в попытке очистить погрязший в закулисном гедонизме рок-н-ролл. Если они и ссылались на рок-н-ролльный образ жизни, то делали это с позиции крутых парней, будто бесконечные вечеринки, секс и дорогие машины были не конечной целью процесса, а всего лишь наградой за беспринципность и беспрекословное следование дорогой «МЕТАЛА».
Слушая современный норвежский секстет KVELERTAK (название переводится как «мертвая хватка»), становится очевидно, что они стремятся к той же золотой середине, что и их предшественники из мира прото-трэша. Однако KVELERTAK также охватывают «старую добрую» сторону жанра и описывают себя прежде всего как «рок-н-ролл».
Даже несмотря на то, что фронтмен Эрланд Хелвик поет исключительно на норвежском, третий альбом группы «Nattesferd» настолько напичкан неугомонными хуками, что легко представить себе вездесущий хайвей. Конечно, это не так (значения песен можно подглядеть здесь), но даже первой песни достаточно, чтобы KVELERTAK поженили блэковый бластбит с гимновой мощью VAN HALEN, DOKKEN и JUDAS PRIEST.
На самом деле, «Nattesferd» действует гораздо шире, чем предшественники 80-х годов, но элементы, которые иной раз могли бы занять противоположные баррикады, здесь смешиваются без особых проблем. Так называемые современные ревизионисты (как то THE HELLACOPTERS, BONDED BY BLOOD, THE SWORD и любая «саббатианская» группа с фуззовыми гитарами) могут настолько непреклонно следовать своей единственно верной репликации, что прослушивание их музыки покажется удушающим.
«Nattesferd» вызывает противоположные чувства и акцентирует внимание на исследовательской свободе. «Svartmesse», к примеру, начинается с реверберирующей однострунной гитарной линии и сначала напоминает эпоху «Lick It Up» KISS, однако вскоре трек становится квинтэссенцией Новой волны британского хэви-метала.
Трудно представить, что подобный ход в чужих руках не приведет к неловкости или чрезмерной серьезности, но в данном случае это действительно весело. Причем, необходимости или желания смеяться над группой нет совершенно.
То же самое относится к производству. Оба предыдущих альбома группы, «Kvelertak» (2010) и «Meir» (2013), извлекли пользу из навыков гитариста и продюсера CONVERGE Курта Баллу, который аккуратно провел звучание по самой кромке экстрима. На этот раз они прибегли к услугам звукоинженера Ника Терри (THE LIBERTINES, TURBONEGRO, ROBYN HITCHCOCK), и в результате запись обзавелась более олдовыми, винтажными рок-вибрациями. Тем не менее, Терри и участники группы выбрали хрустящую, живую атмосферу, а не коробочную реверберацию, которая была характерна для начала 80-х.
CD включает тексты песен, которые, конечно, без надобности тем, кто не владеет норвежским. Каждой песне предшествует краткое резюме, но слушателям не стоит ждать каких-то особенных чувств с описаниями вроде «Один провисел на дереве Иггдрасиль девять дней, чтобы познать тайны мира» и «Путешественник рискует отправиться в странную черную ночь в надежде найти новый дом» (к слову, название альбома переводится как «ночной путник»). Увы, Google Translate не поможет понять смысл, но с альбомом «Nattesferd» KVELERTAK по полной используют ощущение тайны.
Что еще более важно, они подтверждают это ощущение коллекцией песен, среди которых практически нет проходных и откровенно слабых моментов. Даже если KVELERTAK не пытались превратить верховное норвежское божество в бунтаря с горящими шинами за рулем Camaro, «Nattesferd» рисует именно эту картину.