SENYAWA: дуэт из Индонезии, который стирает границы

Они подписали контракт сразу с 44 лейблами. Это новый способ продвижения музыки по всему миру

SENYAWA группа, 2021

Когда в марте 2020 года Индонезия столкнулась с коронавирусом, Рулли Шабара и Вукир Сурьяди из группы SENYAWA задумались о музыкальном будущем. За последнее 10 лет их дуэт стал эмиссаром местной экспериментальной сцены. Они путешествовали по Юго-Восточной Азии, летали на престижные фестивали и 90% прибыли получали через гастроли.

SENYAWA предлагали необычное сочетание агрессии хэви-метала и вольности фри-джаза. Это ломало стереотип о том, как должна звучать индонезийская музыка. Традиционный оркестр гамелан уступил место самодельным инструментам Сурьяди, а народные песнопения заменил атлетичный и гипнотический баритон Шабары.

«Если кто-то и знал об Индонезии, то называл гамелан, Бали. Им казалось, что все играют народную музыку, — вспоминает Рулли Шабара в интервью The New York Times. — Когда мы ехали в США и использовали скриминг, люди все еще ждали, что мы начнем играть на флейте. Теперь они знают индонезийскую музыку лучше. SENYAWA открыла эту дверь».

Пандемия могла снова захлопнуть ее, поэтому музыканты придумали хитрый план. В сентябре 2020 года, во время записи нового альбома «Alkisah», дуэт решил, что больше не будет выпускать музыку на одном лейбле. Вместо этого группа бросила клич всем издателям с предложением вступить в глобальную конфедерацию. Каждый лейбл-участник мог продать небольшую локальную партию одного и того же альбома.

В феврале 2021 года 44 лейбла с четырех континентов согласились выпустить уникальные версии «Alkisah» с разным оформлением и бонус-треками. Это ситуация отражает новое кредо SENYAWA: «Будущее за децентрализацией».

«Речь уже не про нас, — добавляет Шабара. — Мы не хотим тянуть одеяло на себя. Теперь так поступать можно с любой музыкой».

Обычно, если альбом не выпущен силами музыкантов, всеми процессами руководит лейбл. Иногда один лейбл может владеть правами в Америке, другой — в Европе или Азии. В лучшем случае они совместно планируют дату выхода и стратегию продвижения, но даже тогда остается кто-то главный — тот, у кого больше доля рынка.

SENYAWA задались вопросом, что будет, если релизная команда вырастет, а музыканты получат автономию? Революционный подход. Впрочем, альбом «Alkisah» тоже про революцию и падение держав. Эта головокружительная сюита из 8 песен набита прог-роком, нойзом, металом, традиционным вокалом и уникальными каверами для разных стран.

«Пусть в Бейруте продают альбом, но он должен ощущаться как альбом из Бейрута, а не из Индонезии», — поясняет Шабара. Так, обложка в Бейруте переливается розовым, а название группы написано по-арабски; одно из четырех немецких изданий тоже яркое, но его фишка — минималистичные электронные ремиксы. В сумме для разных версий «Alkisah» группа записала 200 ремиксов.

Лейблы тоже объединились — они переписываются в Discord, делятся идеями — и это отражает философию SENYAWA. Их дом в Джокьякарте — это и мастерская по изготовлению инструментов, и студия, и кухня, и спальни, и даже домашние ульи. Это здание как лофт художников в старом Нью-Йорке. Под маркой SENYAWA группа также продает соус, сигареты и благовония, чтобы помочь местному сообществу. Во время пандемии Шабара лично нарисовал 200 незнакомцев, которые согласились накормить своего соседа в обмен на портрет.

Для лейблов это не альтруизм. SENYAWA подписали контракт с Morphine Records в Берлине на выпуск и продажу 2 300 копий «Alkisah». Причем, копии распределены между кучей лейблов: один на Бали — он получил 50 копий, другой в Испании — у него 200 копий. Прибыль скромная, но и затраты меньше.

Дуэт восторженно обсуждает будущие возможности. Рабих Бейни, владелец небольшого немецкого лейбла, считает, что таким способом группы могут увеличить аудиторию. Стивен О’Мелли, сооснователь SUNN O))) и тоже владелец лейбла, настроен более скептично. Он предостерегает другие команды от такой бизнес-стратегии, потому что она может не окупиться.

SENYAWA записывали «Alkisah» недалеко от Боробудура, культового буддийского храма на острове Яве — его построили тысячу лет назад. Шабара и Сурьяди заперлись в большом доме друга посреди джунглей, с видом на паутину рек и вулканы-близнецы. Пейзаж был открыточный. Тем более иронично было играть здесь музыку, которая идет вразрез штампам о четвертой по численности стране мира.

«Мы нормальные музыканты. Как все в мире, мы экспериментируем. Просто при этом мы индонезийцы, — заканчивает Шабара. — Если мы хотим, чтобы индонезийская музыка процветала, чтобы наших музыкантов уважали как западных, нужно думать, что мы — часть всего мира, а не третьего».

Напиши, что думаешь