Будем считать, что все здесь собравшиеся понимают суть разговора, поэтому избавимся от витиеватых интро. Первый альбом FAITH NO MORE за 18 лет представляется безумной поездкой, маршрут которой определяют именно музыканты, но не слушатели. Благодаря такому «разделению труда» группе всегда удавалось сбрасывать лишних поклонников, будто ороговевшую кожу. Кто-то все еще сокрушается отсутствию Джима Мартина, забывая тот факт, что он ненавидел свой последний альбом «Angel Dust» (1992), впоследствии ставший едва ли не культовым; а кто-то вообще оказался настолько глуп, что не может упоминать FAITH NO MORE в контексте без Чака Мосли. В результате перестановок место штатного гитариста занял Джон Хадсон, далекий от монстрообразных опусов Трея Спруанса на диске «King for a Day…» (1995). Его стиль больше ассоциируется с «Album of the Year» (1997), и это опять-таки не устроило многих. Несмотря на легкость, с которой они могли бы записать вторую часть любого из своих прежних альбомов, FNM никогда не почивали на лаврах и постоянно бросали вызов не только самим себе, но и аудитории. Так что же мешает группе после 18-летнего перерыва снова разделить массы на два лагеря?
Округленный до 40 минут, короткий альбом «Sol Invictus» предлагает широкие возможности для придирок едва ли не каждого, начиная от явных циников и заканчивая хардкорными последователями. Открывающий заглавный трек является утонченной пощечиной обоим. Те, кто ждет, что группа вернется к размашистым дублям «Get Out», «Collision» или «Land Of Sunshine», могут сокрушаться ударам судьбы, пока Майкл Паттон напевает мрачный марш с напряженным взаимодействием между басом и гитарой. Следующий трек «Superhero», тем не менее, является прямой отсылкой к прошлому, в духе «Digging A Grave», но с собственным восточным оттенком, бэк-вокалами и необузданной яростью.
«Sunny Side Up» является кардинальным переходом на близкую к поп-музыке территорию и показывает, как одна из самых мирных альбомных песен может подсадить на крючок. Фанк? Соул? Не имеет значения.
Во времена, когда звукозаписывающие лейблы сливаются, артисты становятся клоунами, а запись полноформатных альбомов вообще вымирает как искусство, у FAITH NO MORE хватило яиц, чтобы выкатить сингл «Motherfucker» прямо в лицо коммерциализации. И хотя в музыкальном плане это почти то самое, чего ожидали фанаты (с чуть большим рэп-рок-чувством), название обеспечивает песне ротации в количестве, равном, примерно, нулю. Выпустить трек, где все, кроме припева, поет клавишник, а не один из самых известных голосов альтернативного метала – смелый шаг. По крайней мере, стал бы таковым, если бы они все еще находились на мейджор-лейбле, а не на собственном Reclamation. Отдельного упоминания достоин трек «Cone Of Shame», который вполне может оказаться одним из самых темных и тяжелых номеров FAITH NO MORE (наряду с «Jizz Lobber»). Паттон расширяет гамму вокального диапазона от мягкого баритона до кинематографического повествования и в конечном итоге самого эмоционального и пугающего крика, который когда-либо вырывался из его пасти. И хотя после пластинки «Album of the Year» группа сделала немало интересного, «Sol Invictus» выглядит долгожданным возвращением домой.
Барабаны Майка Бордина здесь выделяются, не выделяясь. Это один из самых опытных барабанщиков, никогда не переигрывающий и выбирающий именно такие партии, которые сделают музыку прекрасной и наиболее эффективной, как в случае с растянутой и кинематографической «Matador». Гитарист Джон Хадсон тоже чаще спокоен и умело находит свой звук среди прочих — возьмите хотя бы оригинальный номер со вкусом самбы «Rise of the Fall». Одной из самых сильных сторон FAITH NO MORE всегда была способность взаимодействовать друг с другом. Спродюсированный басистом Биллом Гулдом, альбом «Sol Invictus» обладает плотным и темным звучанием, даже когда музыка играет более теплыми красками. Ярким примером является тревожная и устрашающая в своей основе «From the Dead».
Фред Гуинн говорил в «Кладбище домашних животных»: «Иногда мертвые лучше живых». Но в случае с FAITH NO MORE это не так. Некоторым артистам удается открыть окно в мир, который никого не оставит равнодушным. Джексон Поллок, Франц Кафка, GG Allin, Салман Рушди – все эти музыканты, поэты и авторы поляризовали мир.