Расшифровка политических мотивов в новом клипе RADIOHEAD

О том, как мультипликационное видео «Burn the Witch» стало критикой мировой политической системы

RADIOHEAD

Когда RADIOHEAD выпустили новое видео «Burn the Witch», британская пресса быстро отметила его сходство с детской телевизионной программой 60-х годов. Еженедельник Evening Standard назвал клип Криса Хоупвелла симуляцией «Trumpton», тогда как The Guardian сравнил анимацию «со стилем Боба Бура и Джона Хардвика, создателей «Trumpton», «Chigley» и «Camberwick Green». The Mirror тоже задавался вопросом, «является ли новое видео пересмотром детской классики».

Все вместе известные как «Trumptonshire Trilogy», три вышеупомянутых мультфильма в технике стоп-моушн были созданы Гордоном Мюрреем и впервые вышли на экраны в 1966 году. Сейчас Мюррею 96 лет. По словам его сына Уильяма Моллетта, он не был осведомлен о клипе RADIOHEAD. «Я ничего не знаю», — сказал он в ответ на запрос Pitchfork (ни Хоупвелл, ни публицисты RADIOHEAD не были доступны для комментариев, когда их спросили о разрешении от правообладателей).

Возможно, RADIOHEAD вообще не нуждались в благословении Мюррея, когда выпускали «Burn the Witch», который заканчивается в стиле винтажного британского фильма, больше знакомого небританским зрителям, а именно триллера 70-х годов «Плетеный человек». Обещанная еще с середины нулевых, песня находит Тома Йорка за повторением грозных команд вроде «Оставайся в тени/ Приветствуй виселицы» и «Отбрось рассуждения/ Не смотри в глаза». Прибавив к этому текущий политический мировой хаос и причудливый визуальный контекст «Trumpton», новый клип становится острой критикой охваченных нативизмом лидеров по всей Европе и Великобритании, и даже в США, где за это отвечает почти тезка мультфильма.

Как и «Улица Сезам» в Штатах, «Trumpton» продолжает резонировать с британской культурой по сей день, опираясь на VHS/DVD и цифровую реставрацию 2011 года.

Но в отличие от пародийного урбанизма «Улицы Сезам», «Trumpton» в основном демонстрировал заманчивую деревенскую жизнь, которая выглядела безмятежной идиллией в послевоенной Британии. «В Трамптоншире, знаете ли, не бывает преступлений, — говорил Мюррей для Sunday Post. – Это счастливый мир».

В этом смысле «Trumpton» отражает мифические «семейные ценности» маленького городка, которые часто звучат в полемике правых. Связь между мультфильмом и ультраправыми стала явной в 2014 году, когда пользователь Twitter от имени @Trumpton_UKIP начал высмеивать правое крыло, популистскую Партию независимости (UKIP), и политики призвали заблокировать фейковый аккаунт.

Критика в адрес всех любителей виселиц была понятна еще из названия песни «Burn the Witch». Охота на ведьм также является центром любимой пьесы всех английских преподавателей «Суровые испытания» Артура Миллера, которая возникла как очередной результат параноидальной демагогии (вроде Маккартизма и Красной угрозы). Параноидальная демагогия – и тут нечему удивляться – существовала всегда.

В Великобритании мультфильм «Trumpton» мог воплощать буколистическое видение UKIP, партии, которая в последнее время нашла успех, противоборствуя иммиграции и Европейскому союзу. Во Франции есть антииммигрантский Национальный фронт – во главе с Марин Ле Пен – который вынудил основные партии объединиться, чтобы одержать победу над исторически спорным соперником. Будь то Дания или Швеция, Германия или Венгрия, антииммигрантские популисты возрождаются по всей Европе.

Все это возвращает нас к лидеру американского «Трамптона», некоему Дональду Трампу — безусловно, сейчас он рассматривает возможность подать в суд на одноименный город, которым до сих пор не владеет (и интересуется, во сколько ему обойдется стена вокруг него). С новым клипом «Burn the Witch» RADIOHEAD используют пасторальные образы Англии, чтобы противостоять глобальным явлениям, а также возродить свой иконоборческий голос в преддверии президентских выборов в США (это они делали и раньше). «Мы знаем, где вы живете», — поет Йорк. Несмотря на все протесты Трампа по поводу размера, он говорит от лица небольшого города, которого даже не существует и никогда не существовало, но из него не так просто сбежать.

Когда ритуальное безумство в клипе заканчивается, на экран возвращается безмятежность, однако никто не гарантирует, что так будет всегда.

Напиши, что думаешь