«Знаете, мы думали, что совершенно выйдем из моды где-то через неделю после релиза первой пластинки, — говорит один из шестерки анонимных участников шведской оккультной рок-группы GHOST. — Мы были сбиты с толку, как и все остальные. Я понятия не имею, как нам это удалось».
В действительности прошло больше 10 лет с тех пор, как сикстет выпустил дебютный альбом «Opus Eponymous». Уже в 2010 году он подкупал своим лукаво сладким и сказочно нечестивым сплавом хрустящих риффов (а-ля BLACK SABBATH, BLUE ÖYSTER CULT, PENTAGRAM и MERCYFUL FATE), а также атмосферой проклятой церкви и сатанинскими размышлениями. Так, первые строчки альбома гласят: «Люцифер/ Мы здесь, чтобы славить тебя».
Это придало группе GHOST мощный импульс. Среди прочего они подписали контракт с мейджор-лейблом Loma Vista, который представляет Игги Попа, St. Vincent и (до 2021 года) Мэрилина Мэнсона. По слухам, которые не были подтверждены, в развитие проекта вкладывали огромные деньги.
В апреле 2013 года вышел второй, более триповый альбом GHOST «Infestissumam». Красноречиво, что его релиз был задержан, потому что производители дисков отказались печатать сцену оргии 16-ого века (ее можно увидеть в делюкс-версии). Впоследствии группа сыграла на главной сцене фестиваля Коачелла (Coachella), по пути получив признание фанатов METALLICA, Фила Ансельмо и Дэйва Грола. Последний в том же 2013 году спродюсировал для GHOST EP «If You Have Ghost», и даже спел на нем.
Отличие группы GHOST в том, что они проделали этот путь, сохранив личности музыкантов в тайне (если не считать дотошных интернет-троллей). Да, в 1970-х KISS разыграли похожую карту: у них были фейковые имена и супергеройское альтер-эго — но сага GHOST более таинственна. Мы видим лишь пять Безымянных упырей (Nameless Ghouls) в плащах и рясах, а также антипода Папы римского, фронтмена в звании Papa Emeritus, который облачен в «скелетообразный» макияж, митру и прочую папскую «униформу» с большим количеством перевернутых крестов.
«Единственная причина [маскарада] — нежелание концентрировать внимание на нас как на отдельных личностях, — объясняет Безымянный упырь, беседуя поздним вечером с журналом Rolling Stone из своего дома в Линчепинге, Швеция (в целях хоть какой-то идентификации он признается, что играет в группе на гитаре). — Но по мере взросления мы поняли, что такой фокус существует в любом случае».
Третий альбом GHOST «Meliora» сохраняет общий концепт. Его название в переводе с латыни означает «переход к чему-то лучшему», но не в значении музыкального прогресса, а в плане того, что «человечество будто достигло максимума» [группа неоднократно говорила, что поддерживает развитие технологий, тогда как конфессиональность считает пережитком].
Если дебютная работа GHOST отличалась винтажным звучанием, а второй диск менял звук на 360 градусов (и предавал каноны метала, как говорили фанаты), то «Meliora» находит золотую середину. От тугих пульсаций «Spirit» и басового гула «From the Pinnacle to the Pit» до меланхоличного марша «Cirice» — альбом более темный и отчаянный по сравнению с предшественником.
«Meliora» (2015) сродни звуковому приключению: тут и готические припевы, и пугающие синтезаторы, и звенящие органы и фортепиано. Наряду с дум-металом здесь есть эпические баллады («He Is»), квазиклассические струнные инструментальные вставки («Spöksonat») и даже парящий стадионный рок в некоторых частях «Absolution». За песню «Circle» группа GHOST, кстати, получила премию «Грэмми» в 2015 году. Послушайте:
«Мы пришли с этим салатом из жанров, в котором объединили любимые стили юности, — объясняет звучание группы GHOST анонимный участник. — Мы росли, слушая разную музыку, включая шведские команды и группы 60-х, 70-х. Различные AOR-вещи вроде KANSAS, YES, CHICAGO, BOSTON, JOURNEY, TOTO, а также профессиональную музыку. С таким багажом мы решили, что можно написать тяжелый метал-рифф, а затем бросить его на поп-мелодию. Это был первый порыв, уже потом нас осенило: «Мы сотворим жуткую рок-группу с наивным очарованием фильма ужасов! Как Элис Купер! Как KISS!».
Однако в отличие от плотских, гневных и подростковых гимнов Элиса Купера и KISS, GHOST обратились к театральному рок-н-роллу. Своим оппонентом они выбрали демонов внешних, в том числе религию. «Мы вмешались в отношения между человечеством и Богом, — подтверждает Гуль. — Эта мысль проходит через все три альбома и будет на четвертом».
Заигрывание с темой ужаса не делает из GHOST маньяков. При разговоре с тем, кто называет себя Безымянным гулем, есть большая вероятность игры. Она ощущается еще сильнее, когда речь заходит о вокалисте Papa Emeritus. GHOST меняют певцов на каждом диске — это пародия на правопреемство в католической церкви. Общее имя Papa Emeritus носит каждый из них, растет лишь порядковый номер. Первый Папа пел на «Opus Eponymous». Затем пел Папа II, который перед записью «Meliora» сменился на Папу III. Интересно, что все они обладают идентичными вокальными данными. Где GHOST находят своих фронтменов?
«Нам просто вручают его, — говорит Упырь (его слова нужно воспринимать как театральное представление). — Обычно их назначает духовенство. Они просто сбрасывают его на нашу дорогу, а мы должны разбираться. Почти как в большой компании, куда приходит новый менеджер или ген. директор».
Чем Papa Emeritus III отличается от Papa Emeritus II? «Мы не знаем, кто он, — отвечает музыкант. — Мы редко видимся, гастролей пока не было. Но это не важно. Мы не привыкаем друг к другу. Мы помним, что избавимся от него после 18-месячного тура».
Та же тайность присутствует среди других музыкантов, Безымянных гулей. Когда гитариста спрашивают, правда ли Дэйв Грол однажды надел плащ и выступил в составе GHOST, он говорит с иронией: «Теперь об этом никто не узнает. Я могу вот что сказать: он играл материал группы GHOST в костюме упыря. Может, на сцене, может, нет. Возможно, он выступит с нами потом; возможно, нет [смеется]. Разве это не прекрасный коммерческий трюк?».
Неважно, кто стоит за масками и плащами. Эта анонимность, религия и общая атмосфера театра приковывают внимание к группе на сцене и за ее пределами. «Мы будем играть в масках, пока это станет единственной реальностью, — говорит Безымянный гуль. — Эта же идея лежит в основе религии. Люди приходят в комнату, здание, священное место и проводят некий ритуал — песни, движения — чтобы ощутить присутствие Бога. На своих шоу мы хотим вызвать чувства, близкие к религиозным. Как будто вы побывали на церковной мессе. Мы используем ту же символику, но с идеей достижения блаженства. Радостного блаженства».
При этом GHOST не пытаются давать ответы: «Мы служим зеркалом».
В конце гитарист говорит, что группа GHOST создана с одной целью — для развлечения. «Скажем, мы на 55% существуем ради шоу, и на 45% — ради изменения мира, — задумчиво отмечает он. — Я уверен, что есть лучшие способы изменить мир, чем выступать на сцене. Это ни в коем случае не означает, что все, что мы говорим, является подделкой».
«Если через 100 лет мир примет мысль о недопустимости казни из-за мифических благ в загробной жизни; если мы согласимся с тем, что люди ничего не знают… Тогда я будут счастлив! Я не думаю, что наша группа произведет такой эффект, но свою часть истории мы точно расскажем».
В финале интервью Безымянный упырь выдерживает паузу и добавляет вполне приземленную вещь: «Мы здесь, чтобы зажигать. Мы здесь, чтобы развлекать. Если людям весело, я вполне счастлив. Нельзя получить все и сразу».