Акула-зомби, Баблгам-осьминог, Цифровой язычник — эти псевдонимы легко представить в фильмах студии Blumhouse, комиксах Dark Horse или дикой азиатской рекламе. С них начинается киберграйнд (cybergrind) — новый жанр экстремальной музыки с визжащей электроникой и гортанным вокалом. Корнями он уходит к раритетным видеоиграм и электрограйнду 90-х с такими именами как THE BERZERKER, AGORAPHOBIC NOSEBLEED, CATASEXUAL URGE MOTIVATION и THE LOCUST.
Гарри Брентс из далласской группы CARA NEIR (мы писали о них здесь) говорит, что чистый хаос грайндкора — важная жанровая основа, но его привлекают красочные эффекты и юморная эстетика. Он программирует барабаны и гитары в своей студии-спальне с 2005-го. Ему нравится быть «сольным» источником хаоса в процессе записи.
Группа THOTCRIME пришла на сцену недавно. Для них творческая свобода — это отсутствие четкой структуры. «Мы вдохновляемся всем: от металкора и дэткора до спидкора, гиперпопа, цифрового хардкора и кучи других вещей», — говорит автор песен Мелоди Вахтель. Ударник Дот Хомлер добавляет, что жанр питается беспорядком: «Нет правил, и это нормально. Веселись!». Вокалистка THOTCRIME Мара Бендер за счет этой свободы выстроила целое сообщество, чего не удавалось в других жанрах: «Кто угодно может играть киберграйнд; он может звучать как угодно; в нем есть что-то для каждого».
В отличие от своего предка электрограйнда, который к середине 00-х разошелся с экстремальным металом в разных направлениях, новички насыщают песни всеми звуками интернет-эпохи. Чиптюн и паровая волна сплетаются с классическими драм-машинами, постоянно подпитывая друг друга. Артисты считают, что ренессанс экстрим-электро не остановится. Киберграйнд идеально вписывается в этику DIY — его можно записывать дома. «Новых музыкантов и инженеров все больше, особенно среди металлистов, панков и нойз-рокеров», — добавляет Брентс.
Знамя киберграйнда несут несколько групп:
I. ZOMBIESHARK!, Филадельфия
ZOMBIESHARK! заимствуют эстетику металкора и постхардкора 00-х. Они близки к музыке SKY EATS AIRPLANE и A SKYLIT DRIVE, причем, даже названия их песен сохраняют надрыв, присущий эпохе взрывной популярности ICQ. Альбом «I Will Destroy You, Myself, And Everything I’ve Ever Loved» 2020 года начинается мягким, обманчиво мечтательным пением поверх синтезаторов, ко второму треку погружается в бластбит-какофонию и расцветает истинным грайндом к середине записи. Этот расцвет сопровождают вопли: «Убей свое цифровое Я». Лирически альбом ZOMBIESHARK! про борьбу с депрессией и ненавистью к себе в контексте пропасти между цифровой и подлинной личностью.
II. BLIND EQUATION, Иллинойс
Альбом BLIND EQUATION «Born to Die» (2020) идеально соблюдает формулу грайнда. Он длится чуть меньше 8 минут и представляет собой клубок NES-сэмплов, хаотичного чиптюна и крика отчаянного нигилизма. «Мы песчинки великой схемы», — декламирует Джеймс МакГенри, единственный участник проекта. На крайнем сингле «666 FOREVER» (2020) бешенства еще больше. Крученые 8-битные гармонии, диссонирующий вокал и синкопированные ударные за минуту превращают вас в отбивную.
III. BUBBLEGUM OCTOPUS, Нью-Джерси
Мэтью Морден, который называет свою музыку «spazzpop», наработал солидную дискографию под причудливым псевдонимом BUBBLEGUM OCTOPUS (Осьминог-жвачка). Его первая работа восходит к 2005 году — тогда он написал саундтрек к аркадной игре «CheeseMan». Крайний же полноформатный релиз «Perfect Life & Other Stuff» (2019) — это быстрые барабаны и бас-бит с прог-роковым вокалом. Иные песни вдохновлены заставками Nintendo, другие более статичны. Завершается альбом мелодично и напряженно песней «Absolute Blast Beat Revolting».
Позднее творчество BUBBLEGUM OCTOPUS: сингл «Dying Again» (2020) — перекликается с аниме, но в конце уходит от киберграйнда в интроспекцию и геймерский «душевный простор». Это вновь подчеркивает отсутствие границ внутри жанра.
IV. DATA PAGAN, Филадельфия
DATA PAGAN — не для слабонервных. Они отвергают игривость сверстников. На одноименном альбоме 2018 года глючный промышленный бит сливается с демоническим вокалом. В песнях нет четкой структуры — только мрачные аккорды, программные ритмы, похожие на пулеметную очередь, и другие жуткие эффекты. В 2020 году DATA PAGAN выпустили «Weep» — 18 песен, звучащих как монолитный сеанс цифрового экзорцизма. Здесь есть даже 8-секундный трек, от этого не менее беспощадный.
V. CARA NEIR, Даллас
CARA NEIR создают фантастический мир с инопланетным злодеем на альбоме «Phase Out» (2021). Они смешивают 8-битные звуки со звуками блэк-метала и других темных жанров, напоминая электронную версию DILLINGER ESCAPE PLAN. Об этом альбоме в блоге есть отдельный материал: вот ссылка.
VI. CODEX ORZHOVA, Балтимор
CODEX ORZHOVA выделяются тем, что используют реальные инструменты, не только электронику. Но музыка все равно дикая. На альбоме «Baja Blasted» (2020) они попали под влияние математического металкора и джазкора, если это о чем-нибудь говорит. В музыке есть свинг, риффы а-ля MARS VOLTA и сэмплы «Adventure Time». Ближе к концу альбом похож на уровень «Super Mario», а песенная структура вызывает ностальгию по музыке нулевых.
VII. THOTCRIME, Иллинойс
Музыка THOTCRIME на альбоме «ønyøurcømputer» (2020) интенсивна настолько, что кажется, будто электроника вот-вот выйдет из строя. Она нахальна, она полна скримо и высоких нот, которые сделали бы честь KING DIAMOND и CRADLE OF FILTH. При этом, несмотря на экстремальные визги и крики, тексты посвящены подростковой независимости и непокорности. «Не волнуйся, мама, сегодня ночью я гуляю с девчонками. Мы будем танцевать на стоянке, и нас не поймают», — поют они в «RAWR!».
VIII. DEATHTRIPPA, Веллингтон, Новая Зеландия
DEATHTRIPPA играют на узеньком перешейке между авангардным ню-металом и киберграйндом из самых темных уголков интернета. Их мини-альбом «pain olympics» (2020) берет название и обложку из шок-видео 00-х, на котором мужчина отрезает себе гениталии. В плане текстов киберграйнд может быть сразу и рефлективным, и самоуничтожающим. DEATHTRIPPA не исключение. Их «олимпиада боли» завершается в стиле индастриал. «Верни времена, когда я мог что-то чувствовать, — вопит солист. — И разорви меня на куски».