Мысль о том, что SATYRICON никогда не занимали центральное место в истории блэк-метала, не так крамольна, как кажется на первый взгляд. Долгоиграющие скандинавы развивались параллельно с жанром и всегда были субъектом с особым предназначением. Классическая сказка о взлете, крушении, экспериментах и т.н. «возвращении в форму» для них не работает, как не работает регрессивная привязанность к эпохе «истинного» блэк-метала или эксплуатация авангарда.
Все это избыточно для такой горделивой команды, чья независимость базируется на воле двух артистов: Сатира и Фроста, которые работают вместе уже четверть века.
Таким образом, если в отношении нового альбома «Deep Calleth Upon Deep» и существуют вопросы, очевидно, ответ нужно искать в способности вокалиста справиться с опухолью головного мозга, которую у него диагностировали в 2015 году.
В своем заявлении Сатир писал: «Либо это будет новое начало, либо моя последняя запись. Если это будет финал, он должен быть особенным. Напротив, если у меня есть будущее, запись должна отличаться от всего, что было прежде. Полагаю, это темный, духовный и наполненный силой и уверенностью альбом. Этот подход работает для любой формы искусства, будь то SATYRICON или другое содержательное творчество, для понимания которого требуется толика внимания. Поэтому в прологе говорится: «Из глубоких расщелин творческих душ к недрам слушателей…». Если вы примкнете к этому путешествию, будьте готовы к исследованию темных уголков своей души».
Как ни странно, этот прогрессивный, текстурированный монстр убивает двух зайцев. Он ориентирован как на мощные, эффектные гимны последних лет, так и на поэтико-атмосферные свершения ранней эпохи. Изысканная игра с гармониями, ритмическими сдвигами и дополнительными инструментами на альбоме имеет самореферентный характер, отмечая недавние работы и одновременно отрицая необходимость им соответствовать. Это не тот SATYRICON, к которому вы привыкли, но они все еще узнаваемы; «Deep Calleth Upon Deep» видит их посреди трансцендентальной тропы на пути к новому монстру.
В преддверии релиза, который состоится 22 сентября на лейбле Napalm Records, Сатир обсудил процесс создания альбома, а также свою борьбу в интервью Metal Hammer.
После одноименного альбома («Satyricon» 2013 года) вы взяли неожиданный курс. Кажется, «Deep Calleth Upon Deep» открывает новые шлюзы, музыкально и духовно.
Я тоже не ожидал, что так получится. Я не из тех авторов, которые пишут песни целиком и затем выбирают между ними. Обычно я пишу материал по частям. Для нового альбома я записал больше отрывков, чем когда-либо. В основном потому, что сначала было много агрессивных вещей. Может, тому виной опасения из-за здоровья, но я чувствовал, что нужна более мощная духовность. Быстрые и агрессивные песни казались поверхностными. Я искал глубины. Поэтому я легко отказывался от многих вещей. Они выглядели бессмысленно в свете новых перспектив.
Ты чувствовал, что песни должны вписываться в определенные рамки? Было некое духовное пространство, в котором они должны существовать?
Конечно. Например, некоторые песни рассказывали об одном и том же, и я напоминал себе: «Хорошо, это принципиальная тема, но нет смысла говорить о ней дважды». Так я выбирал одну из двух песен. Все они как кусочек одной масштабной картины. В итоге мы хотели создать некое музыкальное путешествие, а не сборник случайных мелодий. Процесс формирования треклиста был сложным. Кажется, мы собрали пять вариантов. Я слушал их снова и снова, чтобы понять, какая последовательность воспринимается более цельно.
На альбоме есть сильные тексты, особенно в первой песне «Midnight Serpent», где речь идет о связи с прошлым. Складывается впечатление, что ты находился на перепутье. В своем пресс-релизе ты написал, что альбом станет началом или концом. Отделяешь ли ты этот альбом от остального творчества?
По поводу пресс-релиза были сомнения, но другого ответа нет. Это я чувствовал во время создания альбома. Зачастую я просто сидел и думал, что должен предупредить себя; что даже если я чувствую, что все в порядке, итог может оказаться печальным; я должен учитывать все, планировать операцию и так далее. Возможно, вы услышите что-то другое. Но важно, чтобы вы поняли — это надежда, не наука. Боже, это звучит ужасно!
Все это вертелось в моей голове, и когда Фрост говорил: «Звучит неплохо», — я отвечал: «Это ужасно. Я больше не хочу слышать ничего подобного». Часто я думал: а вдруг это мое последнее слово? Иногда я чувствовал, что это, возможно, начало чего-то нового, поэтому стоит быть более чутким, изменить или улучшить конкретную часть песни.
Вы с Фростом вместе так долго, что должны понимать друг друга с полуслова. Разделял ли он общую концепцию, когда вы решили сменить направление?
Кое-что никогда не меняется. Когда мы готовим альбом, он всегда сопротивляется, потому что не видит общую картину. Но я говорю ему, что даже если ты не понимаешь всего — как и на прошлой записи, и до нее — результат тебя обрадует. Так было всегда. Так почему бы не поверить в мою концепцию и перестать сопротивляться? Эти прения будут всегда. Сейчас он совершенно очарован «Deep Calls Upon Deep». До следующего раза.
Твои тексты всегда очень образные; они открыты для интерпретаций. Но входил ли ты в какое-то особое ментальное состояние во время создания этого альбома?
Безусловно. Не только во время написания песен, но и во время записи. К примеру, на «Black Wings And Withering Gloom» основным источником вдохновения были истории о сопротивленцах на севере Норвегии во время Второй мировой войны. Они сражались в чрезвычайно холодных условиях с немецкой армией, укомплектованной гораздо лучше. Перед записью вокала я собрал различные фотографии этой войны в горах. Мне хотелось прочувствовать их настроения. Это было важно для меня.
На альбоме больше эмоций, но есть и узнаваемые элементы.
Я никогда не сравниваю свою музыку. Я не считаю этот путь ошибочным, но не понимаю, зачем SLAYER говорят о возвращении во времена «Reign In Blood»; не понимаю, зачем METALLICA заявляет, что на «Death Magnetic» они вернулись к длинным песням. Я никогда не задумываюсь, как бы мне сделать что-нибудь в стиле «K.I.N.G.» или «Mother North» только потому, что это неплохо работало. Я думаю лишь о том, для чего я пишу этот альбом и что хочу сказать этой песней. Еще меня преследуют прагматичные вещи, вроде оборудования, но никак не вопросы стиля.
Готов ли ты пересматривать «Deep Calleth Upon Deep» в дальнейшем?
Я слушаю альбом каждый день; думаю над живыми выступлениями. Когда я его слышу — и это самое ценное — песни не кажутся мне будничными; они всегда приводят меня в особое расположение. К примеру, я занимаюсь греблей. Если все делать правильно, это физически сложно. На каждой тренировке я включаю альбом, и болезненное упражнение превращается в алгоритм, который я делаю на автопилоте. Я сразу же улетаю в мир «Deep Calleth Upon Deep». Когда альбом заканчивается, остается всего 15 минут. Та же история в автомобиле. Вчера я забирал своего сына и слушал альбом во время поездки, а через пару минут понял, что пропустил поворот. Все это влияет на меня, и это лучший способ прочувствовать его до конца.