Трудно объяснить ситуацию в Чили, государстве, вытянувшемся на 4600 километров вдоль западного побережья Южной Америки. Страна, где проживает 17 миллионов человек, давно страдает от политических треволнений. Драматическая география и, как следствие, частые стихийные бедствия, усугубляют положение. За свою автономию Чили боролась 400 лет. В 1970 году страна выбрала первого президента в Латинской Америке, марксиста Сальвадора Альенде.
Спустя три года его свергли. Генерал Аугусто Пиночет, организатор военного переворота, получил контроль над страной, раздавил оппозицию и подверг тысячи человек репрессиям. Но несмотря на утрату президентских полномочий в 1989 году, Пиночет оставался главнокомандующим сухопутных войск еще 13 лет, пока не покинул пост в должности «пожизненного сенатора».
Дум-металлисты PROCESSION на себе испытали политические, социальные и культурные последствия диктатуры Пиночета. И хотя в Чили живет лишь один участник квартета (остальные базируются в Европе), регион до сих пор является катализатором их творческой деятельности. Третий альбом «Doom Decimation» возводит этот подход в абсолют.
«Два года назад было не до альбома. Наша жизнь менялась», — говорит гитарист и солист Фелипе Плаза Кутцбах в очерке Noisey. Он основал PROCESSION в красочном портовом городе Вальпараисо в 2006 году. Позже он переехал в столицу Сантьяго, поближе к басисту Клаудио Ботарро Нейра. После успешного европейского тура с демо-записью «Burn» (2008) и мини-альбомом «The Cult of Disease» (2009) Кутцбах иммигрировал в Мекку современного дума, Швецию. Впитав грандиозные трели CANDLEMASS и кулачную браваду MANOWAR, PROCESSION выпустили несколько синглов. Состав закрепился в 2012 году благодаря гитаристу из Дании Йонасу Педерсену и шведскому ударнику Уно Бруниуссону; они подписали контракт с лейблом High Roller Records и записали второй альбом «To Reap Heavens Apart», снискавший признание по всему миру.
Когда пришло время писать третий, возникла проблема: участники были разбросаны, материал отсутствовал. «Сейчас мы живем порознь, — говорит Кутцбах. — Уно жил в Швеции, затем — в Берлине и Амстердаме, а Джонас вернулся в Данию. Мы не могли репетировать». Сторонние проекты Кутцбаха подталкивали его в активным действиям — у него было лишь трехмесячное окно между гастролями DESTROYER 666 и NIFELHEIM. «Плана не было — скорее бронируем рейсы, находим квартиру и арендуем студию».
Если предыдущий альбом демонстрировал дихотомию стремительных и медленных партий — ассоциируясь как с REVEREND BIZARRE, так и с SOLSTICE — «Doom Decimation» стал быстрее и жестче. Разумеется, это дум-метал, но в нем угадываются общие черты традиционного хэви а-ля ANGEL WITCH, MANOWAR и DEMON, когда речь идет о более темных вибрациях.
«Мы поем о хаотичности нашей эпохи, — объясняет Кутцбах. — О том, как болезненна ситуация в Чили. Вокруг беспорядок, нет ничего определенного, преступность растет, бары открыты круглосуточно. Все слишком сумбурно на самой окраине мира».
«Есть метафора, — добавляет Нейра. — Взгляните на карту [западного полушария]. Северная сторона — это голова человека. Тогда Чили можно сравнить с гениталиями. Итак, когда Кутцбах говорит про интроспективный прошлый альбом, он был на севере, то есть в голове. Но если спуститься ниже, вас ждет кипящая кровь и полное отсутствие ментальности. Это чистая физика. Вот что такое альбом «Doom Decimation».
Многочисленные отсылки к Чили не так однозначны. Нейра по-прежнему живет здесь, несмотря на то, что чилийская сцена не заинтересована в дум-метале. Он вспоминает, как на одном из концертов в южной части страны они сыграли одну или две песни, прежде чем их забросали бутылками. В Европе, напротив, их встречают аншлагами.
«Я все продал, когда решил переехать, — говорит Кутцбах. — Продал собрание записей и пару гитар. Это произошло в тот момент, когда нам выпал шанс впервые отправиться на гастроли. Не забывайте, что тогда 30 процентов всех думеров выступали в Европе. Мы играли на [ныне почившем фестивале] Doom Shall Rise в Германии с одним EP, и 600 человек вторили нашим песням. Это шокировало. Это отличалось от Южной Америки, где мы должны были играть с трэш-металлистами под свист публики».
Музыканты уверены, что опыт, полученный на чилийской сцене, привил группе строгую приверженность дум-металу. «Небольшой урок истории, — говорит он. — Ребятам за 40. Мы были мальчишками, когда в Чили процветала диктатура. Мы не могли купить черную футболку или послушать любимую музыку. Если кто-то узнает, что ты отращиваешь волосы и носишь майку с черепом, тебя могли арестовать». В свете культурных репрессий в стране развивался дэт- и трэш-, который со временем преобразился в блэк-дэт. Самые принципиальные группы получили колоссальное признание.
Дум часто остается непонятым. Жанр приблизился к мейнстриму только в последнее десятилетие. Группа Кутцбаха наслаждается признанием, которое лишь растет после переезда в Европу. Правда, новообретенная слава почти сгладила проблемные корни группы. «Моя чилийская сторона тяготит меня здесь, в Европе, — говорит Кутцбах. — Конечно, я интегрируюсь, у меня есть друзья, но где чилийские времена, когда мы слушали записи по 48 часов? Все здесь слишком структурировано. Но концепция PROCESSION с самого начала влияла на мое восприятие. Я признаю силу юга».
«Оказавшись далеко от Чили, я задаюсь вопросом, — продолжает он. — Что делало нашу музыку интересной? Мы были неприхотливы и амбициозны, мы просто играли, потому что нужно было что-то делать. Вот почему я пытаюсь связать группу с этим ощущением. Чили больше не место — теперь это духовное состояние».