Двенадцатый студийный альбом трэш-металлистов из Калифорнии пришел в самые трудные времена. Смерть основателя, гитариста и главного сонграйтера Джеффа Ханнемана, который скончался в 2013 году от цирроза печени, оказала свое влияние; невозможно переоценить его вклад в творчество коллектива. Хардкорные влияния Джеффа и тот способ, которым эти влияния меняли ранний NWOBHM-стиль SLAYER, сформировали самую экстремальную фалангу трэша, впоследствии превратившуюся в дэт- и блэк-метал. Смерть Ханнемана была большим стрессом для SLAYER, но далеко не единственным. Оригинальный барабанщик Дэйв Ломбардо отчалил в том же 2013 году якобы из-за денежных споров, и за ударную установку сел Пол Бостаф, игравший на записях 90-х годов. Бостафа сложно назвать лентяем, но Ломбардо был и остается уникальным талантом, чья свирепая техника установила барабанные стандарты для целого жанра. Два оставшихся члена: басист/ вокалист Том Арайа и гитарист Керри Кинг – кажется, неоднозначно смотрели на будущее своего детища. Известный своим бахвальством, Кинг призывал не отступать, тогда как Арайа слегка опасался. Сложно определить, насколько сложной была ситуация, однако некоторый раскол все равно присутствовал.
Не стоит подвергать сомнению и спад популярности SLAYER. Достаточно вспомнить, что в этом году группа выступала в качестве хэдлайнера на гастролирующем фестивале Mayhem Fest, который, положа руку на сердце, страдает проблемами посещаемости. Было довольно удручающе видеть, как легендарная группа едва заполняет амфитеатры и спускается на улицы Сан-Антонио, одного из самых металлизированных, а оттого и беспроигрышных в плане концертной деятельности городов США. Кинг, который открыто высказывал презрение представленным в туре командам, вдобавок повздорил в интернете с организатором Кевином Лейманом, обеспечив несколько громких заголовков на новостном сайте Blabbermouth.
«Repentless» — это не первый альбом SLAYER, который выходит 11 сентября. Восьмая студийная пластинка «God Hates Us All» вышла как раз в день терактов 2001 года, но если в случае с «Ненавидящим Богом» совпадение было непреднамеренным, хоть и до боли удачным, с альбомом «Repentless» музыканты как будто прагматично взывают к самым низменным ценностям металхедов.
Разобрав предысторию, довольно легко настроится на скептический лад, говоря о новой пластинке SLAYER, однако при этом «Repentless» выглядит довольно цельной работой. Альбом далек от классики, но перед нами лучший вариант из возможных. Кинг и Арайа могут отталкиваться от прошлых достижений, но никто не знает, как написать песни SLAYER в их уникальном стиле. Спустя три десятилетия после «Hell Awaits» (1985) вводный трек «Delusions of Saviour» демонстрирует, что они все еще умеют писать шаткие интро, избавившись от сатанинских выкриков «WELCOME BACK!». Композиция тяготеет к тяжелым вау-эффектам, но Кинг не перегибает палку, как тот же Кирк Хэммет. Заглавный трек и последующий номер «Take Control» показывают ярое поклонение собственному темпу и извлекают пользу от фокусировки на излюбленную скорость Ханнемана. При этом «When the Stillness Comes» отсылает к «Spill the Blood» с альбома «South of Heaven» (1987) и «Dead Skin Mask» с пластинки «Seasons in the Abyss» (1990) – двум классическим медлякам SLAYER. Арайа не выходит за пределы вокальных ограничений и выступает скорее в качестве комплемента ритмам Кинга. Группа чествует медленную сторону SLAYER и не скатывается в самопародию.
Тактика следования стандартной схеме, возможно, стала бы самой бессмысленной, ведь Кинг и Арайа имеют все шансы увязнуть в злоупотреблениях, однако этого не происходит. Большая часть песен может напомнить какие-то особенные треки из прошлого, но здесь все еще достаточно разнообразия в собственном стиле SLAYER.
Потеря двух ключевых членов необратимо изменила динамику, и «Repentless» не избежал этого влияния. Гитарист EXODUS Гэри Холт, выступающий на концертах SLAYER с 2011 года, записал несколько соло, но Кинг играет практически все гитарные партии самостоятельно. Здесь нет хаотичных качелей, с которыми Кинг и Ханнеман веселились в самом расцвете сил. Фактически, соло необычайно консервативны по стандартам SLAYER, но они вписываются в общую картину, даже если отсутствие Ханнемана заметно. Кинг здесь соревнуется сам с собой и предлагает удивительную дань панковым манерам Ханнемана в песне «Atrocity Vendor». Как ни странно, это более подходящий трибьют, чем «Piano Wire», к которому покойный гитарист приложил руку. «You Against You» — еще один панк, который вполне мог оказаться в сборнике «Undisputed Attitude» (1996). Три этих номера следуют друг за другом, поэтому стоит предположить, что SLAYER записали небольшую сиюту в честь своего товарища.
Бостаф надежен, и это можно считать как комплементом, так и слабостью сборника. «Vices» и «Take Control» могли бы немного выиграть благодаря интенсивному двойному бас-барабану Ломбардо, однако Пол выполнил одно из самых сложных заданий в своей карьере и вышел победителем. Возвращение Бостафа также вернуло некоторые элементы грува, которые были у SLAYER еще в 90-х. Наиболее очевидно это в песне «Implode», которая выходила в качестве сингла еще до того, как группа решилась писать альбом, что слегка выбрасывает ее из общего звучания. Как группу, которая сотворила жанроопределяющий альбом, не превышающий 30 минут («Reign in Blood»), SLAYER можно уличить в потере редакторской хватки.
Былые навыки группа утратила и в сонграйтинге, который периодически светит дырами в отсутствие Ханнемана. Кинг пытается отстаивать традиционно резкие и спорные темы, но если лирика Ханнемана обычно была дотошна и преподносилась с гибельным ликованием, старания Кинга отдают лишь жестокостью и невежеством. Песня «Vices», называющая «насилие» величайшим «наркотиком», звучит глупо, и даже название трека, который Кинг якобы [снова] написал в знак уважения своему павшему напарнику, несет в себе огромное упрощение человеческого существа, превращая взгляды Ханнемана в ругательный слоган на бампере.
И что дальше? Если SLAYER продолжат карьеру и решатся сыграть несколько туров, «Repentless» можно считать лишь прелюдией. По крайней мере, это не будет концом их карьеры на столь неловкой ноте. Даже несмотря на недавние потрясения, группа оказалась удачливей своих сверстников из Большой четверки, ведь их упадок был более плавным, нежели стремительный крах METALLICA и MEGADETH. Им удалось записать неплохой альбом без двух незаменимых членов, но даже с учетом этого «Repentless» не позволяет ответить на вопрос, надолго ли они с нами останутся.