Легенды Новой волны британского хэви-метала SATAN продемонстрировали одно из величайших возвращений последнего времени. Сформированные в Британии в 1979 году, они играли музыку, которая впоследствии превратилась в современный трэш и спид-метал. При этом карьеру группы нельзя назвать гладкой. Проблемы состава и множественные перемены названия привели к тому, что SATAN бездействовали почти два десятилетия. В 2004 году они вернулись к концертной деятельности, но вряд ли кто-то мог предсказать, что вскоре коллектив взорвется лонгплеем «Life Sentence» (2013) — сборником отлично сыгранного, аутентичного и почти идеального хэви-метала, который будто бы застыл в янтаре где-то около 1982 года. Спустя два года SATAN возвращаются с пластинкой «Atom By Atom» — очередной коллекцией, которая угрожает пристыдить остальных олдскульщиков.
Вводный номер «Farewell Evolution» открывается сокрушительным скримом Брайана Росса, ну а сама композиция одинаково хорошо отсылает к «Aces High» IRON MAIDEN и эпохе «Kill ‘Em All» METALLICA. Певец не теряет пронзительности и богатого диапазона, который должен быть знаком поклонникам по классическому диску «Court In The Act» [1983]. Далее идет «Fallen Savior» — среднетемповый рок с гимновым припевом, наталкивающий на мысль о тысяче ретроградов, подпевающих на фестивалях.
Мудро спродюсированный, альбом «Atom By Atom» почти идентичен предыдущей пластинке «Life Sentence». Все инструменты звучат сыро и винтажно, в лучших традициях 80-х, тогда как вокал Росса обладает достаточной реверберацией для того, чтобы передать ощущение живого джем-сейшна коллектива. Все это замечательные качества для метала, и SATAN умудрились грамотно их объединить.
«Ruination» — еще одна чрезвычайно стройная песня, использующая гармонии и прогрессивные элементы для построения вальсового риффа. На протяжении всей записи химия между Стивом Рэмси и Рассом Типпинсом невероятна. Винтажный тон, техничные риффы и грамотно подобранные соло, обосновавшиеся на «Atom By Atom», делают сборник практически идеалом хэви-метала (где-то я об этом уже говорил).
Заглавный трек тоже может похвастаться великолепным классическим риффом и очень мощным припевом, которые предшествуют очередному гитарному мастерклассу «In Contempt». Песня в некоторых моментах граничит с трэш-металом и предлагает броские заполнения барабанщика Шона Тейлора (учитывая историю судебных исков в адрес группы, удивительно, что в качестве названия для альбома музыканты не выбрали «In Contempt», т.е. «Невзирая на…»).
Вторая половина «Atom By Atom» немного уступает по качеству. «My Own God» слегка проседает лирически, хотя с атмосферой все отлично, тогда как «Bound in Enmity» кажется чересчур многословным. Тем не менее, группа по-прежнему держит козырь: финальный номер «The Fall Of Persephone», где SATAN идут напролом с двойным соло, экзотическими гитарными текстурами и масштабным припевом. Песня просто потрясающая, поэтому альбом заканчивается на чрезвычайно высокой ноте.
Подтверждая слова Доктора Хауса о том, что «люди получают не по заслугам, а кому что попало», SATAN выдают на-гора реки раскаленного классического метала и делают это с виртуозной легкостью. Осталось очень мало команд той эпохи, которые до сих пор в состоянии писать такую живую и высококачественную музыку. «Atom By Atom» легко назвать практически безупречной победой. Если вам нравится хэви-метал или просто тяжелая музыка, срочно хватайтесь за эту возможность.