Рецензия на альбом RED HOT CHILI PEPPERS «THE GETAWAY»

ОЦЕНКА: 5,5/10

Список песен: 01. The Getaway
02. Dark Necessities
03. We Turn Red
04. The Longest Wave
05. Goodbye Angels
06. Sick Love
07. Go Robot
08. Feasting on the Flowers
09. Detroit
10. This Ticonderoga
11. Encore

RED HOT CHILI PEPPERS, The Getaway

Энтони Кидис столкнулся с достаточным количеством насмешек, подколок и прочей ерунды – но разве его можно винить? Спустя более чем 30 лет после формирования группы фронтмен RED HOT CHILI PEPPERS не может смириться с перерывом. И пока каждый из нас ровно сидит на месте, шутя о его госпитализации, он и его приятель-басист суетятся, распространяя любовь и «позитивные вибрации» на стадионах по всему миру и спасая детей путем участия в караоке, а также обосновавшись в Зале славы рок-н-ролла.

Музыка для него не игра и не теплое уютное место. Между тем, первый сингл PEPPERS с одиннадцатого альбома «The Getaway» — «Dark Necessities» — сложно назвать веселым камбэком, поскольку трек обладает совершенно конфронтационным характером.

«Ты не знаешь, что у меня на уме, — усмехается Кидис. – Ты не знаешь таких, как я».

Питаемые этим самосознанием (подчиненным более широкому желанию утихомирить хейтеров), они возвращаются с прямолинейной записью (учти, Майк Паттон).

Подобно предыдущей работе «I’m With You» (2011), «The Getaway» знаменует переход группы в другие руки; это их первый альбом с 1989 года, записанный без участия Рика Рубина. И хотя отсутствие продюсера не всколыхнуло общественность, как это было в случае с Джоном Фрусчанте в конце нулевых, его значение трудно переоценить. Конечно, эффектные соло-партии и доблестный фанк гитариста играли основополагающую роль в жизни RHCP, однако аранжировки, инжиниринг и общее качество звука Рика Рубина заслуживали не меньшего признания в рамках звукового ландшафта американцев: хрустящего, заводного, грубого и непосредственного — сделавшего четырех растяп из Лос-Анджелеса королями мировых стадионов.

Навыки Рубина были благословением PEPPERS всю четверть века с успешными хит-парадами и турами, однако эта же схема завела их в творческую трясину в течение последних пластинок. Ревущие, нетекстурированные миксы и фатальное отсутствие границ в их альфа-самцовой идеологии сделали свое дело. Стоит сказать, что они выбрали верный дуэт, чтобы разобраться с проблемами и выбраться из ямы на диске «The Getaway». В команду попал экстраординарный поп-мастер Брайан «Danger Mouse» Бертон, ставший соавтором пяти треков, а также давний соратник RADIOHEAD Найджел Годрич, занимавшийся сведением материала. И если равномерная работа Рубина была выстроена так, чтобы щекотать примитивные эмоции, то подход Бертона к производству лучше всего иллюстрирует его коллаборация с THE BLACK KEYS – а именно стремление объединить разобщенную аудиторию путем смешения и противопоставления жанров, текстур и разных участков пространства.

Неудивительно, что «The Getaway» выступает в качестве самого сочного альбома PEPPERS и временно уходит от 25-летней инертности. И хотя их акустические тропы остались неизменны – назовите хоть один альбом RED HOT CHILI PEPPERS без слэповых соло Фли, стаккато Кидиса или полновесных фанковых брейкдаунов? – туманная и психоделическая палитра Бертона знаменует собой резкое изменение в презентации тех мотивов, что расширяют пропасть между фанк-металлическим прошлым группы и рыхлым джемовым настоящим. Классические кинематографичные твисты продюсера (пламенные струнные, акцентированный флэнджер, меланхоличные клавиши) сразу демонстрируют, кто сидит за консолью, и иногда действуют слишком усердно. Опять же, сонные аранжировки в духе трип-хопа, которые проявляются на «Feasting on the Flowers» и «The Hunter» (оба написаны совместно с Бертоном), вполне могли бы оказаться в каталоге собственной группы продюсера BROKEN BELLS, тогда как финальный трек «Dreams of a Samurai» страдает от излишней атмосферности.

«The Getaway» становится более успешным, когда Бертон отступает назад и позволяет фанку вырваться на поверхность (сохраняя при этом контроль над процессом).

Прибегая к органичному и выигрышному подходу, тому же, что использовался на пластинке RADIOHEAD «A Moon Shaped Pool», Годрич позволяет груву дышать и, что более важно, использовать инструментальное мастерство PEPPERS для позитивного изменения: особенно выделяются таланты гитариста Джоша Клингхоффера, который пришел в группу после ухода Фрусчанте. Если на диске «I’m With You» гитары играли лишь вспомогательную роль, то «The Getaway» превращает новичка в надлежащего преемника Фрусчанте, который наращивает свои обязанности в качестве солиста и бэк-вокалиста. Джош пока не превзошел технические навыки и многозначительность своего предшественника, однако между позерством Кидиса и ударной динамикой Фли/Смита сдержанность гитариста наоборот обеспечивает необходимый якорь.

На данный момент поклонники PEPPERS хорошо понимают, чего ожидать от достойных Пулитцера стихов кретиничного барда Кидиса – его «читка» продолжает функционировать в качестве вокального расширения ритм-секции, а не тематического средства. Если, конечно, в таких куплетах как «Я чертов фанат аллигаторов; давай-ка разберемся с аллигаторами-ненавистниками» нет какого-то скрытого метафорического гения. Учитывая, что решение «пепперсов» покинуть зону комфорта привело их к Бертону и Годричу, лирический альбомный застой порядком разочаровывает.

Менее чем через две минуты после начала пластинки Кидис выдает свое первое скандирование а-ля «Call-ee-phon-ya»; поверхностный характер поклонения Золотому штату мгновенно погружает лонгплей на территорию дешевых ситкомов. «Спускаясь по шоссе Калексико, — напевает он в «Encore». – Я понимаю знаки наверняка».

Что ж, по крайней мере, иной раз он обращается и к другим темам, включая секс с роботами («Go Robot») и бразильянками («This Ticonderog»), но хуже всего танцующий Энтони Кидис, призывающий авокадо в композиции «We Turn Red». Он даже пытается преподать пару жизненных уроков, и самородком мудрости становится следующее изречение: «Мы все солдаты на этом поле битвы под названием жизнь».

Если бы не лирические проблемы и наркотически вялые джемы, «The Getaway» потенциально мог бы опередить «By The Way» (2002) за звание лучшей работы PEPPERS после «Californication» (2000). Но если вспомнить все, что позволило группе попасть в Зал славы рок-н-ролла – инструментальная активность, обширные познания фанка и готовность смеяться над собой (до определенных пределов) – Бертон и Годрич изящно направили коллектив на верный путь. По крайней мере, это удивительно сложный альбом, что слегка восстанавливает доверие к Кидису. Возможно, мы действительно не знаем его мыслей или таких, как он – хотя вряд ли кто-то старался над этим задумываться.

Напиши, что думаешь