Таких как Джош Хомм больше не делают. Основатель QUEENS OF THE STONE AGE — это не столько музыкант, сколько воплощение чисто американского безумия; это персона, взращенная на богохульных проповедях в придорожных туалетах: скрытная днем, вульгарная ночью и, конечно, до крайности аддиктивная. В точности как Гадсденовский флаг с гремучей змеей — воплощение лозунга «Живи свободным или умри» — Хомм предпочел бы рухнуть лицом в песок, чем пресмыкаться перед шаблонами, в том числе музыкальными. Эта тяга к автономии и подстегнула рост QUEENS в конце 90-х. С обилием мягкого вокала и хладнокровной ярости дебютный альбом 1998 года смело и небрежно бросал вызов проказливо-маскулинным корням хард-рока — жанра, которые многие считали брутальным и бестолковым. Имя группы говорит за себя.
Двадцать лет спустя QUEENS OF THE STONE AGE обладают статусом ведущей группы в современном хард-роке (конкурировать могут разве что FOO FIGHTERS и NINE INCH NAILS, если последних вообще можно соотнести с жанром). Еще одно подтверждение повсеместности группы — множественные проекты Хомма в роли фронтмена (DESERT SESSIONS, EAGLES OF DEATH METAL, THEM CROOKED VULTURES) или продюсера (ARCTIC MONKEYS, IGGY POP).
Так, с нерушимым фундаментом они добрались до седьмого лонгплея «Villains», который находит фронтмена в компании старых и новых соратников: гитариста и клавишника Троя Ван Левена, мультиинструменталиста Дина Фертиты и басиста Майкла Шумана. Свежим пополнением является барабанщик Джон Теодор из MARS VOLTA. Все вместе они превращают мрачный стадионный рок в карнавальный буги с помощью британского продюсера и поп-архитектора Марка Ронсона. «Villains» — это инфернальная дискотека и бесбашенность в одном лице; по совместительству это самая доступная запись группы с момента выхода «Songs for the Deaf» (2002).
Скандальное партнерство, как могут решить пуристы, идеально работает на «Villains». Начиная с первого сингла животные гитары и барабаны шипят и бьются как Camaro на всех оборотах. По сравнению с пост-апокалиптической мелодрамой «…Like Clockwork» эта палитра не так выразительна, но освежающе оптимистична. Поклонники, чье паломничество к местам обитания QUEENS OF THE STONE AGE началось с альбомов «Rated R» или «Songs for the Deaf», несомненно, найдут отсутствие громоподобной ритм-секции обескураживающим — Шуман и Теодор практически не заметны.
Но эта простота, предопределенная участием Ронсона, не иначе как отвлекающий маневр. Песни «Villains» все так же коварны, как остальная дискография группы. Джош Хомм выстраивает каждый трек эллиптически, а не линейно. «Вместо музыки, похожей на карусель, где вы крутитесь по кругу и знаете, что произойдет через минуту, я хочу, чтобы альбом походил на автобусную остановку, — говорил он. — Вы садитесь и уезжаете в другое место, но это все еще прогулочная поездка».
В этот раз QUEENS затягивают приключение всеми силами. Две трети песен длятся не меньше пяти минут, а половина из них преодолевает даже шестиминутный барьер. Но даже если «Villains» не всегда гладок, краткие остановки не дискредитируют всю поездку. Конечный пункт QUEENS — вот что имеет значение. Джош Хомм и компания еще раз подтверждают свою главную особенность — готовность мгновенно взорвать статус-кво, установленный собратьями по рифф-року и даже самим ансамблем из южной Калифорнии.