Примерно в те времена, когда OPETH записывали свой второй студийный альбом «Morningrise», они сформировали коллектив под названием STEEL – трибьют-проект в честь спид-метала 80-х, на котором выросли музыканты.
Они выпустили всего один миньон «Heavy Metal Machine», и его нахальство и очевидная ностальгия (этот материал был древним даже для 1996 года!) не заслоняли тот факт, что Микаэль Окерфельдт истинный шредер. Дан Сванё, бывший продюсер OPETH и идейный лидер EDGE OF SANITY, звучал столь же обаятельно, как будто Брайан Джонсон пытается податься в мейнстримовский формат AOR. При этом STEEL все еще казались ребятами, просто получающими удовольствие от своей музыки, чего не скажешь про OPETH. Окерфельдт отошел от метала и полностью погрузился в прог-рок с более поздними пластинками OPETH, однако их 12-ый полнометражный альбом «Sorceress» напоминает беззаботность STEEL, а также отсылает к GENESIS и KING CRIMSON. Они никогда не звучали более комфортно со своими песнями после полного перехода на прогрессивную музыку. Это работает как за, так против них.
Первый сдвиг в творчестве OPETH произошел на пластинке «Heritage» в 2011 году, и хотя «Pale Communion» (2014) укрепил этот переход, до сих пор OPETH причисляются к прогрессивному, но все же металу. Рычания Окерфельдта, конечно, нет и в помине, однако спустя пять лет хардкорным слушателям все еще не просто привыкнуть к новому звуку. Это одна из проблем современных OPETH: наличия достоинств пока недостаточно, чтобы перекрыть сокрушительную мощь «Demon of the Fall».
Самые сильные моменты «Sorceress» появляются именно в тот момент, когда метал мелькает на горизонте. Даже несмотря на тотальный уход от дэт-метала, они не могут отказаться от влияния DEEP PURPLE. Заглавный трек начинается с электрического буги, который открывает дорогу пыхтящему ритму. Подождите, мы точно говорим о записи OPETH? Несмотря на разрыв шаблона, этот сдержанный кранч, освобождающий место для вокалов Окерфельдта, действительно работает. «Sorceress» притворяется данью американскому прогрессивному металу, который немало перенял и у самих OPETH.
Дуэльные органы и гитары в «Chrysalis» могут ввести в заблуждение, но если вы думаете, что коллектив возвращается к металу, это не так. «Era», в свою очередь, начинается с запоминающегося фортепианного интро и напоминает ранний период RUSH, однако Окерфельдт напевает более успокаивающе, чем Гедди Ли. И хотя тут нет намека на Нила Пирта, Мартин Аксенрот дарит треку металлическую жизнь без явных отсылок. Особого внимания заслуживает акустическое интро «Persephone», которое отлично смотрелось бы даже на брутальных записях AT THE GATES. Возможно, OPETH не должны потакать тем, кто отвернулся от группы после «Heritage», но до сих пор эти проблески фамильярности составляют большую часть лучших моментов альбома.
Контрасты OPETH между дэт-металом и чистыми рефренами были отличительной чертой их звука, но, честно говоря, некоторые из переходов выглядели неуклюже. Их новое направление отчасти решает проблему с точки зрения динамики, однако они до сих пор не могут удержать импульс. К сожалению, после «Chrysalis», «Sorceress 2» и «The Seventh Sojourn» альбом погружается в трясину. Конечно, это не преступление; «Sorceress» доказывает, что Окерфельдт научился вовремя останавливаться, ведь на альбоме нет ничего, напоминающего 20-минутный опус «Black Rose Immortal» времен «Morningrise». Тем не менее, «Sorceress 2» являет собой бессмысленную акустическую интерлюдию, которая на самом деле не нужна заглавному треку.
Еще большее преступление группа совершает на «Sojourn», где звучит ближневосточная перкуссия, акустические гитары и духовые в духе «бондианы». Разбив трек на куски, OPETH могли создать нечто действительно стоящее – барабаны отлично коррелируют с хрустом заглавного трека, а струнные звучали бы не так неуместно, если бы подчинялись другой мелодической силе.
Самое обидное, что «Sojourn» открывает дорогу для «Strange Brew» — самого убедительного аргумента OPETH в пользу металлической эвтаназии. Если «Sojourn» неловко окунается в психоделию, «Strange Brew» делает это без особых усилий. Здесь достаточно гитарных вспышек и напыщенности прог-рока, но голос Окерфельдта не теряет своей сдержанной силы даже когда мелодия уходит в гиперактивность.
Безусловно, с новой пластинкой OPETH стали лучше себя контролировать. Прежде их джемовые традиции утяжеляли альбомы, но вторая жизнь STEEL может вдохновить группу на правильный баланс между подвижностью и цельностью.