Рецензия на альбом MGŁA «EXERCISES IN FUTILITY»

ОЦЕНКА: 8/10

Список песен: 01. Exercises in futility I
02. Exercises in futility II
03. Exercises in futility III
04. Exercises in futility IV
05. Exercises in futility V
06. Exercises in futility VI

MGŁA, Exercises in Futility

MGŁA – это представители польского блэк-метала. Они играют мелодичную музыку, чью красоту удается разглядеть не сразу. После многообещающего дебюта «Groza» (2008) они вернулись с пластинкой «With Hearts Toward None» (2012), где творческий тандем гитариста/ вокалиста Миколая «M» Жентара (Mikołaj Żentara) и барабанщика Мачея «Darkside» Ковальски (Maciej Kowalski) стал нащупывать собственную точку зрения в плане композиции и лирики. Очередной, третий по счету лонгплей «Exercises in Futility» улучшает шаблон «Hearts» и предлагает самые резвые выступления группы на сегодняшний день. Непросто задавать стандарты блэк-метала в их родной стране, но это один из лучших альбомов жанра в текущем году.

Как следует из названия, «Exercises in Futility» ориентирован на пессимистическое, пораженческое мировоззрение. Самые первые строчки «Великая истина не одна» задают тон. Если верить их словам, MGŁA предпочла бы жить в Аду, выкрикивая свои опусы в лицо Сатаны, нежели оставаться в чистилище жизни. Как поет М. в песне «II» (на альбоме присутствует шесть одноименных глав с разными номерами): «Хочу классического пламени и серы/ Но это слишком исключительный план/ Устланный хаосом и обломками добродетели/ Как будто возможен другой исход». Лирика «Exercises in Futility» на голову выше прочих меланхолистов и их депрессивных сюжетов, особенно в секции «V», замаскированной под оду рабочему классу: «Благословенны портные, и их маски, вышитые под стать/ Благословенны плотники, кресты и виселицы/ Благословенны кузнецы, и шипы, и колючая проволока/ Благословенны резчики камня, осушающие карьер, чтобы похоронить мечты».

Тексты не предлагают особенной надежды, но гитарная работа М., открывающая депрессивные скважины метала, выделяется позитивными вспышками. Перед нами истинные наследники стиля DISSECTION; несмотря на свои масштабы, мелодии не кажутся приторными. Даже когда М. переходит к жуткому диссонансу, это не воспринимается как непроходимое болото звуков.

MGŁA балансируют между всплесками нигилистической эйфории и среднетемповыми разделами, которые сохраняют общий настрой без ущерба величию. Композиция «II» использует этот контраст в качестве трамплина – медленные мелодии естественно выстраиваются в более яркие, быстрые вихри, где гипнотическая природа музыки является движением к чему-то большему, нежели самоцелью. «V» представляет собой очередное мастерское исследование этих сдвигов – медленные секции с их темным грувом остаются в далеком прошлом, когда композиция преобразуется в самую быструю на альбоме. Можно предположить, что дуэт не хотел бы сравнений с пост-роком, но пост-рок и блэк-метал могут многое рассказать о динамике коллектива. Акцент MGŁA на средней части свидетельствует о неувядающем влиянии CELTIC FROST на блэк-метал; к тому же это позволяет насладиться слоистой структурой риффов, что может заинтересовать слушателей, которые пришли в жанр именно за его красотой.

Риффы господина М. выдвигают MGŁA в лидеры по сравнению с большинством блэк-металлистов, но барабанный труд Дарксайда уводит их еще дальше к собственной идентичности. Особым деликатесом становится его работа с тарелками. «II» начинается с барабанных заполнений, которые служат собственной мини-сюитой ударника, после чего громкость партий Дарксайда понижается до стандарта на этом альбоме. Возможно, мы просто не привыкли слышать тарелки в таком заметном качестве, поэтому они так сильно резонируют, но Дарксайд предлагает свою установку в качестве позитивного расширения для мелодической доблести М., а не просто в качестве гневного ритмического инструмента. Там, где большинство блэк-метал-барабанщиков сосредоточены на энергичности, он ставит во главу угла тарелки и их нервозный танец. На альбоме «Exercises in Futility» он предлагает нечто такое, чего можно было бы ожидать от сольника какого-нибудь барабанщика-мультиинструменталиста, будь то LEVIATHAN или PANOPTICON.

Редко можно увидеть двух музыкантов, идеально предназначенных друг для друга. Более того, опытный тандем MGŁA превращает лирическое содержание «Exercises in Futility» в призыв к действию. Великий метал может использовать силу безысходности, трансформируя ее в бушующий триумф. Строчка «Великая истина не одна» может показаться слишком опрометчивым заявлением, но она способна отрезвить слушателя и заставить искать собственные истины. В песне «IV» М. воет: «Каждая империя, каждая нация, каждое племя думало, что конец будет достойней», — и эта мысль может быть применима не только к распаду государств; это радикальный прием, говорящий о том, что не бывает идеального падения. Нет, «Exercises in Futility» не продает обещания о лучшем мире, но не предлагая обещаний, он поможет вам контролировать себя. Разве есть что-то более позитивное?

Напиши, что думаешь