Новый альбом MASTODON «Emperor of Sand» в определенном смысле можно назвать металлическим ответом на классику RUSH «Moving Pictures». Седьмой студийный порыв квартета из Атланты уводит на второй план впечатляющие технические способности музыкантов, но не теряет своей эффективности. Как показал знаменитый «Черный альбом» METALLICA, смена вектора — сродни подвигу в музыкальном поле. Теперь MASTODON испытают это на личном примере, потому что фанаты, критиковавшие «Once More ’Round the Sun» (2014) за слишком близкие отношения с радийным форматом, снова останутся не у дел.
Тем не менее «Emperor of Sand» достоин еще одного шанса.
Это не означает, что альбом лишен мелодичного пения. Ситуация прямо противоположная, и наверняка многие из этих песен скоро появятся на коммерческом радио. Открывашка «Sultan’s Curse», например, фирменным образом демонстрирует галоп MASTODON, в очередной раз написанный под влиянием SOUNDGARDEN (Брент Хайндс, экстравагантный гитарист и вокалист, является преданным фанатом группы).
Второй трек «Show Yourself» начинается с жизнерадостного, почти танцевального буги-рока, прежде чем возвращается к традиционным зигзагообразным риффам.
Будьте осторожны: если для вас чистое пение – это уступка и компромисс, альбом будет восприниматься иначе, а если вы опасаетесь возвращения продюсера Брендана О’Брайена – известного за блокбастеры 90-х с такими группами как PEARL JAM и STONE TEMPLE PILOTS – то вам стоит знать, что он сглаживает привычную угловатость звука MASTODON. Но в отличие от предыдущей пластинки баланс «Emperor of Sand» возвращает нас к тому, на чем MASTODON построили свою репутацию.
После выпуска первых работ – «Remission» (2002), «Leviathan» (2004) и «Blood Mountain» (2006) – MASTODON засучили рукава и принялись доказывать свою состоятельность в мире большого искусства. Так они добрались до концепции диска «Crack the Skye» (2009), который пересматривал историю царской России сквозь вселенную Стивена Хокинга. Спустя десятилетие лирика MASTODON догнала высокую культуру их музыки.
В то же время альбом содержал намеки на переход к более умеренному периоду. Поющее трио в лице Брента Хайндса, басиста Троя Сэндерса и барабанщика Брэнна Дэйлора сменило дэт-металлические вопли на более мелодичное пение, а переход к коротеньким песням на «The Hunter» (2011) обескураживал поклонников 13-минутных американских горок с элементами дэт-метала, трэша и южного рока. На смену им пришли треки с приметными фразами, разбросанными по всему хронометражу.
Единственный шанс пережить отсутствие длинных песен на «Emperor of Sand» – воспринимать его как сплоченную, полноценную работу. Сейчас, когда MASTODON окончательно овладели искусством концептуального сторителлинга, это не сложно.
Подобно «The Hunter» и «Once More ’Round the Sun», каждая песня «Emperor of Sand» разграничена в музыкальном плане, но на этот раз коллектив снова использовал концептуальный момент, чтобы собрать непростую историю о линейности времени, используя песок как метафору смертности, а также как отправную точку для рассказа в условиях древнеаравийской пустыни. Подстать стилистике MASTODON, главный герой пытается телепатически общаться с африканскими и индейскими народами в надежде, что они вызовут дождь. Сюжет уходит гораздо глубже, но даже этих слов достаточно, чтобы понять, что группа много времени провела за выхолащиванием текста.
«Emperor of Sand» является третьим альбомом MASTODON, вдохновленным смертью близких людей. В данном случае речь идет о преждевременной кончине матери Билла Келлихера, еще одного гитариста. Группа всегда умела превратить личную трагедию в научно фантастический сон, однако отличие «Emperor of Sand» заключается в том, что они, наконец, укрощают свои музыкальные амбиции.
Всякий раз, когда песня кажется слишком прилизанной, группа добавляет шероховатости. Напротив, когда песня рискует увязнуть в копировании знакомых мотивов, MASTODON обращаются к образцовому чувству вкуса и композиторскому мастерству. Тайминг настолько быстрый, что треки сменяются один за другим.
Между тем, Дэйлор – барабанщик, которого невозможно обвинить в халтурном отношении к инструменту – не столько смягчает свою игру, сколько лавирует между разными техниками. Вопреки привычному порядку вещей, он добавляет динамики там, где раньше царил бесконечный поток из грохота и заполнений.
В бридже «Clandestiny» восходящая линия синтезаторов инкапсулирует давнюю любовь ударника к концептуальной пластинке GENESIS «The Lamb Lies Down on Broadway», однако в отличие от ветеранов рока, MASTODON не проходят точку невозврата в погоне за казуальностью своей музыки.
Артисты часто оправдывают звуковой сдвиг разговорами о своей «зрелости». Теперь MASTODON могут свободно оперировать этим понятием, не обманывая поклонников.