Первый человек, которого я убил, был правой рукой графа, — поется в броской открывашке «Jomsviking». — Когда он пришел, чтобы забрать ее, я вонзил его же меч ему в горло, а потом стоял и смотрел, как он падает!». Новый альбом AMON AMARTH мгновенно напоминает слушателям, куда именно они попали.
На шведской металлической сцене 90-х годов – чье величие и влиятельность сейчас воспринимаются как клише — AMON AMARTH остаются одной из немногих команд, которые не теряют хватку даже спустя несколько десятилетий. И хотя не каждая запись квартета была идеальна, их дискография отметилась рядом прибыльных проектов, которые позволили AMON AMARTH добиться необычайно широкого признания. Настолько широкого, что Metal Blade Records – уже не единственный лейбл, который занимается дистрибуцией «Jomsviking». Спустя три года после «Deceiver of the Gods» они официально стали частью мейджор-культуры, подписав контракт с компанией Sony.
Есть что-то органичное в концептуальной истории «Jomsviking», которая повествует о группе викингов-наемников — полулегендарных меркантильных язычников, готовых сражаться бок о бок с нанимателями любого статуса и вероисповедания.
Эта наемническая этика раскрывается в эпике «The Way of Vikings», где два бойца и близких друга сражаются на смерть; «Такова судьба йормсвикинга», — рычит вокалист Йохан Хегг со своим фрименным гроулингом. Является ли этот концепт отражением собственной истории группы? Возможно. Так, во время промо-периода «Deceiver of the Gods» фронтмен говорил, что их предыдущий альбом был слишком «чистым», поэтому они отказались от работы с Йенсом Богреном в пользу другого продюсера Энди Снипа – он же обслуживал новый альбом. Но вместо того, чтобы выделиться убойной дозой экстремального звука, «Jonsviking» становится крайне скользким релизом.
Вместо выпуска «типичного альбома AMON AMARTH» группа возвращается с непривычно броским материалом: «Raise Your Horns» демонстрирует хоровой припев поверх соло-мелодии, «A Dream That Cannot Be» обращается к вокальным талантам гостьи Доро Пеш, напоминая скорее о традициях германского пауэр-метала, нежели мелодик-дэта с берегов Швеции, а «One Against All» взрывается фантастическим бриджем и риффами, которые обещают отличные синхронные партии Олави Микконена и Йохана Сёдерберга на выступлениях. Когнитивный диссонанс неизбежен. Несмотря на впечатляющие барабаны, хрустящие гитары и отличный баланс, странно слышать блестящие выступления и прочие заводные вещи от одной из самых главных дэт-металлических команд Швеции. AMON AMARTH должны быть жестокими и агрессивными, с прикидкой на мошпит, а не вершины чартов.
Тем не менее, ключом к пониманию новой записи становятся именно песни. Все вышеупомянутые композиции, особенно «First Kill» и «The Way of Vikings», без лишних слов великолепны. Путешествие в мир отвязных наемников заканчивается с номером «Back on Northern Shores», который звучит абсолютно разрушительно, поэтому гипотетические недостатки «Jonsviking» — средние темпы и меньшая агрессия по сравнению с ранней дискографией AMON AMARTH – теряются в пылу сражения.
AMON AMARTH не просто так занимают самые выгодные позиции металлического пантеона. Во-первых, они всегда пишут очень мощные песни и отлично понимают, что и как будет работать на концертах, а с напором и подачей у них никогда не возникало проблем. Был ли в этой гладкости корыстный умысел или нет, эти продуктивные шведы остаются одними из лучших в бизнесе, и теперь у нас есть альбом с 11 новыми треками, игнорировать которые просто бессмысленно.