Музыка THE DILLINGER ESCAPE PLAN, смешавшая экстремальную ярость и техническое мастерство, оказала колоссальное влияние на «подземный» метал и хардкор сразу же после дебюта «Calculating Infinity» в 1999 году.
Квинтет из Нью-Джерси, вдохновленный прогрессивным звучанием MESHUGGAH, CARCASS, HUMAN REMAINS и DEADGUY, требовал когнитивного сдвига в мышлении слушателя. Они учили аудиторию распознавать детали и структуры, прятавшиеся под гитарным шумом, и демонстрировали страсть к размыванию проржавевших границ, но в то же время пытались оставаться верны своей сути.
Тем не менее, каждая пластинка после «Calculating Infinity» содержала все больше отклонений от оригинального звука, который был четко сформулирован гитаристом Беном Вейнманом и его коллегами-основателями. На двух предпоследних альбомах, «Option Paralysis» (2010) и «One of Us Is the Killer» (2013), DEP и вовсе объединили свой фирменный маткор с концентрированной мелодичностью и среднетемповым грувом. Казалось, будто они нашли золотую середину и наметили свой дальнейший путь.
«Dissociation» — их шестой по счету и последний в карьере студийник – затрагивает уже знакомые шаблоны нойза и грайндкора, которые некогда потрясли мир. Конечно, THE DILLINGER ESCAPE PLAN не забывают про разнообразие – зачастую они видоизменяют этот шаблон в пределах одной песни.
«Dissociation» поражает своей походкой, когда группа приклеивает к классическому звуку новые элементы – когда-то эта ноша была для них неподъемной. Сильнее всего выделяется четырехтрековый массив «Fugue», «Low Feels Blvd», «Surrogate» и «Honeysuckle». Первый из четырех треков со вкусом эмулирует подписную электронику SQUAREPUSHER, а затем погружается в мрачную атмосферу.
Трек заставляет жалеть, что DILLINGER не записали еще пару каверов Aphex Twin или не объединились все с тем же SQUAREPUSHER. Это первое из многих напоминание о том, что коллектив оставляет после себя гору нереализованного потенциала.
В песне «Low Feels Blvd» знакомый кранч DEP превращается в мастеровитый джаз-фьюжн. Возможно, поклонники Патрика Мэтини, Джона Маклафлина и прочих классиков посчитают мелодию недопустимой, однако экстремальный метал и джаз не смотрелись так органично со времен CANDIRIA – и это огромное достижение для группы, которая построила свою репутацию на безапелляционной угловатости. Гениально беспорядочные вокалы Грега Пусиато усиливают композицию, и это не просто слова. Заменив оригинального фронтмена Димитрия Минакакиса на второй пластинке «Miss Machine» в 2004 году, Грег мгновенно расширил мелодический порог группы, которая перед этим успела записать с Майком Паттоном совместную работу «Irony Is a Dead Scene». Справедливо это или нет, но Грегу не избежать сравнений с Паттоном, особенно когда речь заходит о таких песнях как «Surrogate», где на первое место выходит бродвейская сентиментальность MR. BUNGLE и FAITH NO MORE.
Вместе с тем «Surrogate» демонстрирует новообретенное умение THE DILLINGER ESCAPE PLAN разбавлять экстремальную стену звука. И пока песня перекатывается от одного жанра к другому – будь то грайндкор, даунтемпо или нуар – банда выглядит как никогда убедительно. Если раньше DILLINGER меняли стили будто перчатки, теперь они действительно вживаются в роль. С этими вспышками музыканты по-прежнему находят оригинальные решения. «Honeysuckle», например, обращается к латинской музыке и превращает ее в какой-то иноземный психологический грайндкор.
Знаете, почему DEP были так хороши в ранние годы? Они могли убедительно передать тот дискомфорт, который скрывался за монокультурным кошмаром Нью-Джерси. Их звук, взращенный на бездушной среде, казался крайне уродливым и аутентичным.
Теперь THE DILLINGER ESCAPE PLAN играют музыку без привязки к месту и времени, но это не значит, что они утратили былую сноровку. Они прокляты и благословенны одновременно, потому что группа всегда будут синонимом определенного периода в истории хардкор-метала. Так или иначе, но «Dissociation» станет напоминанием: DEP не потеряют своей значимости, даже если время ураганными темпами покатится дальше.