Финские праотцы экстремального метала возвращаются с 12-ым студийным альбомом и шестой пластинкой для Томи Йоутсена, который вот уже 10 лет занимает микрофонную стойку. Карьера Томи в AMORPHIS началась в 2006 году с пластинки «Eclipse», и это было как минимум эпическое начало. Последующие альбомы «Silent Waters» [2007] и «Skyforger» [2009] показали вновь обретенный драйв и энергию, возродив дэт-метал-наследие коллектива и развернувшись еще дальше в сторону «меланхоличного рока», как справедливо отметил лейбл Nuclear Blast.
К сожалению, судьба переменчива, и последующие «The Beginning of Times» [2011] и «Circle» [2013] уступали актуальности начальной трилогии. Тяжелые влияния JETHRO TULL по-прежнему били через край, а «Circle» привнес ряд довольно неожиданных и интересных фолк-элементов, однако ни один из этих альбомов не захватывал. Вместе с анонсом очередной пластинки и словами гитариста Эсы Холопайнена, включившего новый диск «Under the Red Cloud» в личный Топ-3 лучших творений AMORPHIS, теплое ожидание вернулось. К счастью, диск действительно не разочаровывает.
Группа возвращается к прежней форме: Перед нами самый сплоченный альбом после «Skyforger» [2009], который состоит из десяти тематически объединенных треков, не связанных единой историей. Вместо этого песни, написанные, как всегда, штатным лириком коллектива Пеккой Кайнулайненом, представляют собой предчувствие концепции; они повествуют о жизни «под красными облаками» в смутные времена. Музыка соответствует этим эмоциям, и даже если альбом не намного тяжелее предыдущих записей, одним из вдохновений могло послужить 20-летие пластинки «Tales from the Thousand Lakes» [1994], потому что команда, безусловно, произвела самый тяжелый в вокальном плане материал эпохи Йоутсена.
Будущую тяжесть сложно распознать по вступлению «Under the Red Cloud», который начинается с атмосферных фортепиано, пульсирующего баса и чистой гитары в гармоническом миноре, однако чуть позже мы попадаем на классическую территорию AMORPHIS, где кажущаяся легкость уступает место заводному риффу с нарастающим чистым вокалом Томи. Все это звучит прекрасно. Такой подход в духе классического хард-рока используется на протяжении всего лонгплея. «Sacrifice» звучит так же, предлагая интро в духе «House of Sleep» и тяжелые, синкопированные куплеты, которые открывают дорогу броскому припеву и гладким гитарным мелодиям. Томи демонстрирует гроул в куплетах «Bad Blood», но этот тяжелый стиль поверх грувовых и легких мелодий уступает место эпическому припеву и красивому бриджу.
AMORPHIS не боятся своего дэт-метала. Между песнями «The Four Wise Ones» и «Death of a King» вообще не услышать чистых вокалов Йоутсена. Вместо этого нам предлагают короткий бридж с навязчивыми вокальными линиями а-ля «Elegy» [1996]. Композиции «The Four Wise Ones» и «The Dark Path» демонстрируют крещендо в стиле блэк-метала 90-х – сырые клавиши и гитарное тремоло достигают нужного эффекта даже без поддержки бласт-бита Яна Рехбергера и глоула Томи. Напичканный дэтом материал работает хорошо, хотя моменты вроде куплетов «Bad Blood» или «Death of a King», возможно, лучше смотрелись бы с чистым вокалом.
Опасность современного звука AMORPHIS в том, что с ним довольно легко свалиться в колею. Внимательное прослушивание «Under the Red Cloud» показывает, что песни следуют примерно одинаковой структуре, что может привести в дальнейшем к самоповторам, если группа не будет оттачивать свой сонграйтинг. Когда альбом раскручивается на всю катушку, становится понятно, что перед нами очень хорошо продуманная запись. От «Sacrifice» до «White Night» вас ждет чистое удовольствие, достигающее апогея в двух последних треках: «Tree of Ages» демонстрирует кельтский фолк, а мрачный «White Night» накрывает огромной волной в финале.
«Under the Red Cloud» — это очень хороший альбом, вернувший группу в прежнюю форму. Если говорить простым языком, запись звучит как AMORPHIS. Группа устраняет слепые пятна бэк-каталога и предлагает новые большие моменты, напоминающие об «Elegy» [1996] и «Tuonela» [1999] с ситаром («Death of a King») или клавишными переливами («Enemy at the Gates»). Невероятно, что коллектив до сих пор в состоянии писать настолько особенные риффы, которые можно услышать исключительно в творчестве AMORPHIS и BARREN EARTH.
После 12 записей по-прежнему нет ощущения, что они копируют себя. Конечно, постоянство является ценным качеством для больших игроков на метал-арене, но лично я думаю, что альбом «Under the Red Cloud» является отличным гарантом дальнейших успехов AMORPHIS. По крайней мере, хочется в это верить.