YELLOW EYES опираются на достижения прошлого ради будущего блэк-метала

Американские блэк-металлисты рассказывают о своем становлении и облике современной экстремальной сцены

YELLOW EYES

Портал Noisey недавно опубликовал обширное интервью с американскими блэк-металлистами YELLOW EYES, где нашлось место разговорам о российских торрент-трекерах, опасностях жизни в Праге и облике современной экстремальной сцены.

Первое шоу, на котором мы побывали, состоялось в Праге, куда мы приехали за два дня до этого. Там был загадочный плакат с логотипами блэк-металлических групп. Они все из Чехии; а мы ни слова не понимали на чешском и понятия не имели, кто собирается выступать и что мы, собственно, будем делать. Не забывай, что мы оказались в новом городе. В общем, все закончилось где-то на окраине, где была странная лестница с подсветкой», — говорит гитарист и вокалист YELLOW EYES Уилл Скарстад (Will Skarstad), вспоминая о времени, когда он со своим братом и вторым гитаристом группы Сэмом жил в Праге несколько лет назад.

«На этом концерте была тьма ребят в корспейнте, и мы вообще ничего не понимали. Просто мы были с ними. И тут неожиданно люди приходят и говорят на английском: «В чем дело, дружище?». А мы такие: «Здесь действительно приятные люди!». Но потом мы узнали, что есть группа под названием SUNWHEEL, а другая называется SWASTIKA. Мы такие: «Ох, мужик. Ладно. Мы попались. Нужно убираться отсюда». Мы свалили довольно быстро. Это было как пробуждение – здесь стоит быть осторожным».

«С этим мне приходилось бороться, — добавляет Сэм. – Можно сказать, мое взросление на металлическом поприще проходило под давлением, как будто на рубеже Северной и Южной Кореи. Было чувство, что граница, которая отсутствует в Штатах, находится где-то здесь. Тогда я впервые начал понимать энергетику блэк-метала».

Для группы тихонь, которая была задумана в 45 минутах езды от Нью-Йорка, а после перебралась в Бруклин, чтобы сосредоточиться на музыке, история YELLOW EYES кажется чересчур динамичной. Время, проведенное в нестабильных чешских условиях, глубоко повлияло на их отношение к блэк-металу.

Эта интенсивность и напряженность, которая проявляется в музыке YELLOW EYES, лишена политического или идеологического смысла, но имеет дело с водоворотом ледяного блеска, который они поднимают из глубин своего восприятия. Их третий и последний студийный альбом под названием «Sick With Bloom» стал чертовски успешным и был наречен критиками и поклонниками как самый целенаправленный и энергичный релиз коллектива. Он вышел в самом конце 2015 года (на лейбле Gilead Media), поэтому YELLOW EYES, подобно нейтронной бомбе, неожиданно рухнули во многие итоговые списки «Лучших», включая музыкальный журнал Pitchfork.

YELLOW EYES – это первые блэк-металлисты, которые дают интервью в темном подвальном баре в Вильямсьурге, хипстерском округе Бруклина. Конечно, это не преисподняя, но достаточно милое место, чтобы поговорить о жизни и музыке. Братья Скарстады заявили о себе со второй полноформатной пластинкой «Hammer of Night» (2013), и с тех группа постоянно прогрессирует. Пережив несколько перемен в составе, на данный момент YELLOW EYES включает басиста Алекса Демария (Alex DeMaria) и барабанщика Майка Рекевича (Mike Rekevics), который также работает в таких коллективах как FELL VOICES, VILKACIS, VANUM, VORDE и ASH BORER.

В перерывах между глотками бурбона и поеданием куриных наггетсов начинается разговор о творческой дороге YELLOW EYES. Уилл первым научился играть на гитаре, переписывая записи OPETH и IN FLAMES на свой четырехтрековый рекордер у себя в спальне. Непреднамеренно он развил отчетливый, извилистый стиль игры, который впоследствии сослужил ему добрую службу. «Только так я мог научиться – потому что никому из моих друзей не нравился метал. Я просто перезаписывал партии. Я думал, так люди и играют метал. Просто две гитарных партии переплетаются то здесь, то там», — вспоминает он. В 2011 году или вроде того – никто из них не может вспомнить точно – братья обманом заставили соседа по комнате научиться играть бластбит и записали свой первый альбом «Silence Threads the Evening’s Cloth» всего за три часа, используя крошечные комбо-усилители. Лишенные наполеоновских планов, они разместили ссылки на хостинге Mediafire и в социальной сети Myspace, и стали ждать, что случится дальше. А дальше альбом попал на файлообменник Limewire и прошел довольно длинный путь, пока не оказался в лапах российских торрент-трекеров.

Три года спустя случилось то же самое – только на этот раз вместо Myspace группа выложила новый альбом на крупный сайт, а высоко уважаемый лейбл Gilead Media за пару недель организовал предзаказы. Сэм признается, что испытал «вспышку гнева», обнаружив утечку, тогда как Уилл был поглощен более любопытной деталью.

«Мне нравятся российские сайты, потому что моя девушка из России, и я часто бывал здесь, но до сих пор не понимаю, что происходит у них в головах. Кто-то заметил: «Не так уж плохо для пары баскетбольных веганов», — комментирует Уилл, пока его брови поднимаются вверх со знаком вопроса. Можно лишь предположить, что это был странный способ сравнить их с «битниками», но ребята, безусловно, далеки от вегетарианства, и в них нет ничего хипстерского.

Учитывая, что они являются американской бандой – хотя их отношение к жанру более европейское, нежели каскадианское – это не самая худшая критика, которую членам YELLOW EYES приходилось читать в интернете. Их тесная связь с такими командами как ASH BORER, ANICON и FELL VOICES позволяет считать группу частью развивающейся USBM-сцены (United States Black Metal), но YELLOW EYES движутся скорее в автономном режиме, чем привлекает аутсайдеров после тщательного изучения. «Мы хотели пожить за рубежом и наладить связи с другими локациями. Я никогда не считал нас частью USBM, пока кто-то не сказал об этом. Тогда я подумал: «Черт, верно, мы из Америки, и мы играем блэк-метал. Все правильно», — нарушает молчание Уилл. Вдохновение и крепкая связь с миром блэк-метала пришли прямиком из зарубежного опыта, и, как это часто бывает при обсуждении жанра, разговор приводит нас к Норвегии.

«В свои 18 я был ярым металлистом, и в колледже об этом знал каждый. К счастью, наши родители были из артистической среды, и когда я куда-нибудь отпрашивался, они говорили: «Ты можешь идти куда угодно». Типа: «Вообще куда угодно? Нужно проверить. Выберу самое удаленное место и посмотрю, сработает ли», — объясняет Уилл. – Я взял годичный отпуск и отправился жить в палатке на Мадагаскаре. Там я пробыл три месяца, а потом полетел в Норвегию, потому что знал, что блэк-метал пришел оттуда. Наша семья тоже имеет норвежские корни, так что я чувствовал крепкую связь». В конце концов он устроился на ферме, а все свободное время (и деньги) оставлял в музыкальных магазинах, скупая блэк-металлических ребят.

«Конечно, это занудство, но я помню, как купил альбом «A Blaze in the Northern Sky» [DARKTHRONE] на компакт-диске и отправился на долгую прогулку в лес. Сначала это не сработало. Я слушал запись два, три, четыре раза. А потом что-то щелкнуло, и я решил: «Больше никогда не прикоснусь к шведскому мелодик-дэту», — добавляет Уилл (слева).

YELLOW EYES

Это же принцип объясняет, как они с Сэмом обосновались в Чехии, стране, оказавшей огромное влияние на их музыкальное развитие. Для Сэма, которому на тот момент было 21-22 года, это стало поворотным моментом. Пожив в Праге, он разделил одержимость брата металом, хотя изначально приобщался к жанру лишь по умолчанию, поскольку у братьев была общая комната.

«Там я впервые влюбился в метал. До этого метал всегда как бы доминировал надо мной. На самом деле, надо мной довлел старший брат, и это символизировало для меня метал в целом. У меня было встроенное отвращение к жанру. После переезда в чужую страну мы оказались предельно уязвимы, и я пережил непростое время в личном плане. И тогда появились эти концерты, где чувствовалась энергия и та же самая уязвимость. Эта музыка была идеальной для меня на тот момент, — рассказывает Сэм. – Это был первый год в моей жизни, когда я не знал, что делать, и музыка стала абсолютной точкой опоры. Я не знал, куда шел, и впервые осознал темноту – зима в Праге без друзей, денег и работы. Мы просто пытались выжить».

Уилл устроился преподавателем английского, а когда у Сэма закончились скудные сбережения, он нашел себя в должности охранника ночной смены в «странном дешевом хостеле, куда все время ломились какие-то люди». Там он встретил немало колоритных персонажей, включая небольшого коренастого мужчину, с которым в итоге провел множество 12-часовых смен. Они неплохо ладили, но существовала одна существенная проблема. «Да, мой соратник был нацистом», — комментирует Сэм с печалью в голосе, ссылаясь на крупную татуировку «Skinhead» и амбициозный план устроить хаос во время визита президента Обамы в 2009 году. За время, проведенное в Праге, братья не раз сталкивались с политическим экстремизмом; как вспоминал ранее Уилл, эта тема мгновенно накрыла их, как только они прибыли в город.

YELLOW EYES – совершенно аполитичная группа; лирика отказывается от избитых военных тем и сатанинского шока, обращаясь вместо этого к странным, абстрактным и почти поэтическим образам, вдохновленным природой, уединением и упадком. Безусловно, это не в диковинку для блэк-музыки, но элегантность и страсть, с которой они исполняют эти болезненные строчки, действительно впечатляет. Следуя заветам экстремальной металлической сцены, они ставят на первое место гитарные риффы. Игра Сэма и Уилла становится единой сущностью, пока они устрашающе синхронно вырабатывают прямолинейные, но все еще прогрессивные пассажи, дополненные прекрасным чистым звуком, мелодичными соло и искаженными тремоло.

Дьявол всегда в деталях, тем более в такой музыке, и на пластинке «Sick With Bloom» YELLOW EYES вызывают в воображении тревожную атмосферу, опираясь на заметки, полученные за пределами семейной ячейки. Их музыка лишена финской грязи и американского фантазерства; «Sick With Bloom» — это вещь в себе, обязанная лишь своим создателям. Вот почему альбом можно считать будущим американского блэк-метала, и спустя время уверенность лишь растет.

Неудивительно, что альбом «Sick With Bloom» привлек внимание профильной прессы. Проект набирает обороты, и подтверждением является прошлогодний тур YELLOW EYES в компании ANICON, который стал для них первым. Это большой шаг для команды, которая сформировалась пять лет назад, но играет концерты не чаще пары раз за год. Контракт с таким задающим тренды лейблом как Gilead Media стал очередным достижением, но самое интересное здесь – это подлинное возбуждение братьев, которые окунаются в новые декорации; они кажутся совершенно растерянными и беспредельно благодарными, когда сталкиваются с поклонниками один на один.

«Иногда я случайно встречаюсь с людьми и слышу: «Мне нравится ваша группа, я купил у вас запись». Потом они говорят свое имя, а я вспоминаю их адрес, потому что когда-то отправил им запись, — говорит Уилл. – То же самое было с «Hammer of Night». Я вручную собирал эти фирменные деревянные упаковки, вкладывал туда кассеты и отправлял каждую запись самостоятельно. Мы продавали из за $20, вроде бы. Мне требовалось немало времени после работы, но это не имеет значения, потому что мы просто хотели показать свое видение. Я никогда не зарабатывал по $20 в час с этой группой. Наверное, мы поднимали не больше $2, но оно того стоит. До сих пор».

Этот DIY-подход у них в крови, потому что братья выросли в окружении музыки (их мать – композитор), а после связали с ней свою жизнь. Сейчас Сэм работает в качестве коммерческого композитора, а Уилл реставрирует скрипки. Они по-прежнему пишут новую музыку, и это возвращает нас к той парочке едва повзрослевших ребят, которые около пяти лет назад записывались в спальне на скорую руку и сорвали банк.

«Полагаю, многие могли бы сказать, что это не просто, потому что нужно оборудование и так далее, — говорит Сэм. – Но если вы купите рекордер и Fender Squire, у вас будет все для того, чтобы сделать самый крутой блэк-металлический альбом. Это займет $50. Нет никаких финансовых барьеров, чтобы писать крутую экстремальную музыку».

Безусловно, этот совет помог YELLOW EYES довольно быстро встать на перенасыщенный передний край металлической сцены, но чем дальше, тем лучше. Недавно они стали выстраивать даты для европейского турне, включая немецкий фестиваль Kings of Black Metal в апреле, и получили несколько предложений от других стран (они мечтают вернуться в Восточную Европу).

Недавно группа анонсировала фестиваль Migration Fest, который пройдет в Олимпии, штат Вашингтон. Состав включает лучшие имена андерграундной сцены, где YELLOW EYES обоснуются рядышком с THOU, THE BODY, VHOL, KRALLICE, VASTUM, MUTILATION RITES, FULL OF HELL, CHRISTIAN MISTRESS, KRIEG и множеством других коллективов, которые регулярно попадают в топовые списки под конец года и продают свои демо ограниченным тиражом на виниле. Если говорить о перспективах, Migration Fest – это такая «Коачелла» для людей, которые все еще собирают кассеты и делают заплатки на куртках. Это отличное место, чтобы найти себя, которое сигнализирует об очередных переменах в стане YELLOW EYES. После нескольких лет путешествий, исследований и поиска они, наконец, оказались за столом с остальными большими детишками.

Когда они выходят на сцену, для них ничего не меняется (за исключением более крутого оборудования). Цель остается той же. Как говорит Сэм: «Мы не пытаемся устроить какое-то отлаженное большое шоу. Речь идет о попытке передать нечто нематериальное. Мы просто вытаскиваем небольшой маяк, и кто-то за ним может последовать. Мы не пытаемся взорвать толпу. Мы не про это».

Уилл резюмирует свой подход в типичном самоуничижительном, но честном стиле: «Сэм бесплатно получил усилитель. Мой усилитель ужасный. Мы не знаем ничего о настройке. Я не использовал никаких педалей. Просто у нас были песни».

YELLOW EYES

Напиши, что думаешь