Том Морелло про Фергюсон: Я не филантроп; я провокатор

В первую годовщину стрельбы в Фергюсоне гитарист RATM обсуждает расизм и насилие со стороны полиции

Том Морелло

В прошлые выходные музыканты и активисты собрались в штате Миссури в ознаменование первой годовщины убийства Майкла Брауна. В дополнение к появлению такого светилы как Корнел Уэст, американский рэпер Талиб Квели организовал два шоу «Ferguson Rocks» в Сент-Луисе, где выступили Том Морелло, Бутс Райли (FREEDOM FIGHTER ORCHESTRA), OUTERNATIONAL и Стеффани Кристиан.

Для политически активного рокера, который выпустил протестную песню «Marching on Ferguson» осенью прошлого года, произошедшее с Майклом Брауном, а также продолжающаяся несправедливость полиции по отношению к черным является не просто достойным делом. Ситуация отражает его собственные переживания, когда он рос в белом пригороде Либертивилля, штат Иллинойс.

«Несколько лет назад я шел домой из бара в Либертивилле, когда две патрульные машины остановились и надели на меня наручники на улицах моего родного города, — вспоминает гитарист RAGE AGAINST THE MACHINE. – Их оправдание было в том, что кто-то взламывает машины. Бесчисленное количество раз меня заставляли съезжать с дороги на собственном фургоне в Беверли-Хиллз, когда я впервые перебларлся в Лос-Анджелес. Для меня это не чуждо. Это не про то, как я прилетаю сюда, чтобы посмотреть, что такое расизм. Он по-прежнему распространен, основополагающий факт американской жизни. Чем больше мы будем сопротивляться, тем лучше».

Перед вылетом в штат Миссури Том Морелло поговорил с журналом Rolling Stone о его собственном отношении к расовой несправедливости и событиях, которые случились после стрельбы в Майкла Брауна год назад.

Жестокость полиции существовала задолго до смерти Майкла Брауна и продолжает оставаться одним из главных вопросов в последние годы. Как ты думаешь, инцидент стал каким-то переломным моментом?
Да, есть тысячи случаев, когда белые офицеры убивали безоружных чернокожих и оставались безнаказанными. Просто в Фергюсоне сообщество отреагировало, и инцидент стал инфоповодом в глобальном масштабе. Если бы люди встали в круг и спели «Kumbaya», вся ситуация сошла бы на нет. Грубое нарушение прав при отсутствии какого-либо обвинения действительно обратило мировые прожекторы на расизм, который является первородным грехом Америки. Дело Майкла Брауна было первым «эффектом домино» в 21-ом веке. Мне не требуется напоминать вам о том, что произошло; достаточно слушать новости хотя бы раз в два-три дня. Ужасные инциденты. Но теперь у людей есть камеры. Если бы в Фергюсоне не случилось восстания, никого бы не обвинили в Балтиморе. Сейчас больше бдительности.

Есть много полицейских, которые далеки от расизма и стараются хорошо делать свою работу, без насилия и расовой предвзятости. Но что характеризует хорошего копа? Хороший полицейский – это тот, кто осуждает и преследует расистов в своих рядах, а этого не происходит. Вот ключ. Может существовать незначительное меньшинство, которое скрывает свои взгляды и действует на основании этих взглядов, но когда полицейские в целом отказываются от критики своих товарищей, становится очевидна глубинная проблема полиции. Они не часть решения. Они часть проблемы.

Думаешь, большинство уже забыло о трагедии Майкла Брауна?
Не совсем. Майкл Браун создал эффект домино. Полицейские убийства черных людей для Америки навроде яблочного пирога или бейсбола.

Полицейские убийства черных людей для Америки навроде яблочного пирога или бейсбола

Как различается расизм в Фергюсоне и твоем родном городе от прочих мест?
В Фергюсоне наблюдается более этнически разнообразное общество, в отличие от моего родного города. В Либертивилле кресты горели на газонах перед домами даже в 80-х. Лос-Анджелес, конечно, не лишен расизма, но здесь ты можешь чувствовать себя почти комфортно, прогуливаясь поздно ночью за ручку с невестой другого цвета кожи. Чего не скажешь о Либертивилле и Сент-Луисе.

Каков был твой опыт взросления в двурасовом мире?
В один год я был единственным черным человеком, проживающим в городе. Мои политические друзья часто спрашивают: «Как ты стал политизированным? Это случилось за книгами Ноама Хомского?». Все началось еще в детском саду, когда я играл на площадке, а люди окликали меня по имени и таращились на мои волосы и цвет кожи. Именно с тех пор я понял: «Чувак, это совершенно не правильно».

Хорошая новость в том, что у меня была мама по имени Мэри Морелло, которая до сих пор остается самым радикальным членом семьи Морелло. Например, в детском саду какой-то ребенок колотил меня и называл на букву «Н». Однажды, когда мне было четыре или пять лет, мама спросила меня, в чем дело. Я сказал ей, и она пришла в ярость. Я думал, она сейчас пойдет к директору дошкольного учреждения, но вместо этого она поведала мне, как отделаться от хулигана. Я не помню, что конкретно она сказала. Что-то вроде: «cracker-ass-cracker» [смеется]. Я должен был это запомнить, потому что не понимал значения. Еще она объяснила, как показать кулаки. На следующий день я вернулся в детсад и парень снова назвал меня на букву «Н». Я зачитал все, что должен был, и попытался его ударить. Последовал такой шум, что сотрудники детсада, наконец, обратили внимание и докопались до сути дела. Я самодовольно стоял возле раковины, пока рот хулигана промывали с мылом. Я подумал: «Ух ты, есть что-то в этом сопротивлении угнетателям».

Повзрослев, как ты ориентировался среди белых в рок-музыке?
Думаю, мои обстоятельства довольно уникальны. Я был единственным черным парнем в белом городе, был единственным анархистом в консервативном ВУЗе и единственный играл хэви-метал в Гарвардском университете [смеется].

Неплохой заголовок.
[Смеется] Да, точно. Я единственный черный рокер из Гарварда на голливудской рок-сцене [смеется]. Довольно уникальные обстоятельства. Я был полностью погружен в культуру белых, когда рос. Но с металом и остальной музыкой я идентифицировал себя как черный, а не как наполовину белый. Думаю, кожа определяет нас. К тому же меня определил расизм того места, где я жил. Только лет в тридцать я услышал от друга: «Чувак, ты же понимаешь, что наполовину белый, да?». Я такой: «Оу, да. Полагаю, что это так». Это всегда была долгая тема, которая начала проявляться еще в те времена, когда я учился играть на гитаре. Я намеренно отказывался признавать Джими Хедрикса своим влиянием, потому что: «Конечно, черный гитарист любит играть Джими Хендрикса» [смеется]. Черт, почему моим любимым гитаристом не может быть Рэнди Роадс? Почему это должен быть обязательно Джими Хендрикс?

Потому что мое наследие – Африка, как и враждебное отношение к словам «американский негр». Это всегда было своеобразным джокером. Теперь я воспитываю своих детей (моя супруга итальянка), которые снова впитали две расы, но у них совершенно другие обстоятельства. Мы должны рассказать им, что существует несправедливость, даже если они не чувствуют ее на ежедневной основе.

Я помню, что часто боялся. Ку-клукс-клан поднялся по нашей дорожке, открыл дверь гаража, связал там петлю в качестве сообщения, молча закрыл дверь, а затем тайком исчез. Мне тогда было 13 лет. Это был своего рода фундамент: «Черт, кто-то хочет причинить тебе боль из-за цвета кожи». Это один из чипов в моей голове, который влияет на музыку и заставляет продолжать борьбу за мир без дерьма.

Я намеренно отказывался признавать Джими Хедрикса. Черт, почему моим любимым гитаристом не может быть Рэнди Роадс?

Со времен Фергюсона предмет обсуждения разросся, особенно когда в дело вступили видные для молодежи деятели. Кто влиял на тебя и кого ты воспринимал как собственного наставника среди черных музыкантов?
Конечно, у меня не было никаких темнокожих моделей для подражания. На стене в нашем доме висела фотография моего двоюродного дяди Джомо Кеньятта. Я узнал про Черных пантер и прочитал о них книги, когда был ребенком. «Черт возьми! Это совершенно другой способ взглянуть на ситуацию!». Это особенно отличалось от того, как их представляли в моей средней школе. Доктор Кинг и Малькольм Икс были моими афроамериканскими образцами для подражания. С точки зрения политической идентичности, не расы, CLASH и PUBLIC ENEMY помогали мне формировать убеждения. Ты можешь петь о вещах, которые важны для тебя, которые присутствуют в твоей жизни. Как артист, ты можешь общаться с людьми за пределами блока.

Не белые люди постоянно говорят мне: «Ты гитарист, который научил меня играть!». В некотором роде гитара формирует пост-расовый мир. Во многих отношениях ее стоит взять за основу [смеется]. Думаю, RAGE AGAINST THE MACHINE пыталась сделать что-то такое. Группы не должны выглядеть как LED ZEPPELIN, чтобы рок становился сложнее. Если ты выписываешь журнал Guitar Player, там есть масса национальностей, которые играют на искаженной гитаре в наши дни. Я думаю, это очень здоровый момент.

После Фергюсона многие музыканты стали активнее затрагивать вопросы расовой несправедливости. Ты всегда говорил о жестокости полиции и расизме. Как думаешь, какова роль артистов в таких ситуациях?
Есть несколько способов добиться изменений. Восстание в Фергюсоне и Балтиморе, а также мирные протесты по всей стране возникли в результате многочисленных случаев убийства безоружных афроамериканцев, однако основная проблема все еще остается нерешенной. Музыка – наша месть. Музыка – наше выражение и наше освобождение. Вот где они не могут до нас добраться.

С точки зрения политической идентичности CLASH и PUBLIC ENEMY помогли мне сформировать убеждения

После того, как полиция в Фергюсоне и недавно в Балтиморе вытеснила протесты, ты боишься каких-то форм сопротивления?
Если у тебя есть мнение, и ты выражаешь его, но не встречаешь сопротивления, значит оно, вероятно, ничего не стоит. Были небольшие движения в полиции Фергюсона непосредственно после убийства Майкла Брауна, но в прошлом году один из копов приказал своей полицейской собаке помочиться на мемориал. Ряд автомобилей разрушили мемориал. Офицеры, снятые на камеру, говорили: «Эй, вы, животные, давайте» — в присутствии мирных протестующих. Такие настроения, надо полагать, не были исключены полностью, но у нас есть своя точка зрения. Никто не может дать вам свободу. Никто не даст тебе равенства. Никто не даст тебе справедливости. Ты должен принять это.

Что должен делать человек, у которого нет ваших возможностей?
Ключевым является выступление. Как говорил Мартин Лютер Кинг в знаменитой цитате: «Самое горячее место в аду уготовано тем, кто остался нейтральным во время нравственного конфликта». Несправедливость где бы то ни было является угрозой для правосудия повсюду. Глупо думать, что это тебя не касается из-за цвета кожи или политических убеждений. Расизм – это проблема Америки. Весь прошлый год Майкл Браун был на первой полосе. Все, о чем мы знали уже давно, сейчас подверглось огласке в глобальном масштабе. Существует внеэндемичная проблема полицейского насилия в отношении афроамериканской общины, совершенно несоразмерная и несправедливая. Ее необходимо решать, нужно ей противостоять.

После смерти Майкла Брауна казалось, что появился какой-то прогресс, но потом мы прочитали о другом убийстве черного человека. С твоей точки зрения, как будет выглядеть прогресс для Америки?
Мы должны признать, что проблема системна. Это не просто несколько тухлых яблок. В основе работы полиции на протяжении веков была расизм. Его не смыть парой хороших копов. Они служат и защищают? Кому они служат и кого защищают? Жители Фергюсона не верят, что они способны служить им и защищать их.

У меня есть несколько хороших друзей и знакомых среди полицейских. После пары пива они способны рассказать такие истории, где есть безобразное нарушение закона, что вы просто не поверите! Часть проблемы заключается в таком кодексе молчания. Если появляется политик или рок-музыкант, который осмеливается считать полицейских кем-то иным, кроме как рыцарями в сияющих доспехах, тебя называют предательским животным, если говорить их же терминами. Факты есть факты.

Я люблю играть благотворительные концерты, но я не филантроп. Я провокатор. Мой голос необходим в такие дни, когда отмечается год после убийства Майкла Брауна.

Напиши, что думаешь