Пол Кантнер (Paul Kantner), основатель, гитарист и певец JEFFERSON AIRPLANE и STARSHIP, умер в четверг от полиорганной недостаточности и септического шока в возрасте 74 лет. Согласно San Francisco Chronicle, в начале недели он перенес сердечный приступ. Музыканту нездоровилось последние годы. Издание отмечает, что в марте 2015 года он перенес еще один сердечный приступ.
В составе JEFFERSON AIRPLANE Кантнер помог создать новаторский психоделический звук, на который впоследствии все равнялись: простые, фуззовые гитарные линии, погруженные в сказочную реверберацию. Группа была сформирована в 1965 году и в течение нескольких лет выпустила хиты вроде «Somebody to Love» и «White Rabbit», тогда как пять из семи студийных пластинок, включая «Surrealistic Pillow» (1967) и «Crown of Creation» (1968), получили золотой статус.
В начале семидесятых группа находилась на грани расформирования, поэтому Пол Кантнер записал сольник «Blows Against the Empire» вместе с певицей JEFFERSON AIRPLANE Грейс Слик, выпущенный от имени PAUL KANTNER AND JEFFERSON STARSHIP. Пластинку номинировали на премию «Хьюго», как лучшую научно-фантастическую и фэнтезийную работу. Официально сформировав JEFFERSON STARSHIP в 1974 году, Кантнер достиг еще большего коммерческого успеха, заработав платину и золото, включая дважды платиновый лонгплей «Red Octopus» (1984). В том же году он покинул группу, но вернулся в 1992 году и продолжил играть с ней вплоть до своей смерти.
«Вместе с новостью о кончине Пола Кантнера из группы JEFFERSON AIRPLANE мы отправляем свои соболезнования его семье и поклонникам, — написали члены THE DOORS на Facebook. – Музыка не будет прежней без THE DOORS и JEFFERSON AIRPLANE, которые помогли сформировать фирменный звук 60-х и 70-х».
Пол Лорин Кантнер (Paul Lorin Kantner) родился 17 марта 1941 года в Сан-Франциско. Его отец был коммивояжером, согласно Chronicle, и после смерти матери отправил Пола в военную школу. Он нашел вдохновение в научно-фантастических книгах и народных мотивах, сбегая из колледжа, чтобы заниматься музыкой.
JEFFERSON AIRPLANE сформировались после того, как Кантнер начал играть в фолк-группе с бывшим актером Марти Балином, который решил стать певцом и гитаристом, а также с вокалисткой Сигни Толи Андерсон. Впоследствии к ним присоединился гитарист Йорма Кауконен и басист Джек Касади. При этом Балин попросил гитариста Скипа Спенса сесть за ударные, потому что «он выглядел как барабанщик». С таким составом они начали играть рок, напоминающий ранних THE BEATLES, а также фолк, блюз и баллады. Через год они стали первой группой из Сан-Франциско, которая подписала контракт с крупным лейблом.
Дебют коллектива с лонгплеем «Jefferson Airplane Takes Off» состоялся в 1966 году, однако успех записи был скромным — она застряла в нижней половине чарта Топ-200. Все перевернулось с ног на голову, когда изменения в составе привели к появлению модели Грейс Слик, которая переоделась в певицу и первоначально выступала в группе THE GREAT SOCIETY, вдохновившись концертом JEFFERSON AIRPLANE.
С ее мощным голосом коллектив записал свои прорывные хиты и стал одним из определяющих в движении свободной любви и кислотного рока.
Их альбом 1967 года «Surrealistic Pillow», который ознаменовал поворот к более лаконичным гитарам, отголоскам джаза и даже индийской чувственности, был главным популяризатором так называемого «звука Сан-Франциско». В том же году они записали мини-хит «The Ballad of You and Me and Pooneil», хард-роковый трек Кантнера, который стал ведущим на их третьей пластинке «After Bathing at Baxter’s».
К концу 60-х писательская манера Кантнера стала более политизированной, что привело к постепенному развалу JEFFERSON AIRPLANE: Кауконен и Касади основали HOT TUNA, а Балин просто покинул группу. Кантнер и Слик продолжили сотрудничество с другими музыкантами из Сан-Франциско.
Выпустив «Blows Against the Empire», который также демонстрировал членов CROSBY, STILLS AND NASH и THE GRATEFUL DEAD, Кантнер и Слик основали JEFFERSON STARSHIP. Балин вернулся к единомышленникам на «Red Octopus», самой продаваемой пластинке, и мейнстримные амбиции JEFFERSON STARSHIP оказались в центре внимания. Пышные мелодии «Miracles» сделали его хитом №3, а последующие альбомы «Spitfire» (1976) и «Earth» (1978) породили несколько Топ-10 синглов. К 1980 году Кантнер остался единственным оригинальным участником AIRPLANE в составе. В том же году он перенес кровоизлияние в мозг, но поправился и продолжил играть.
В 1984 году он покинул группу и подписал юридическое соглашение, которое не позволяло оставшимся членам использовать имя «Jefferson» без согласия всех участников оригинальной команды. Слик сохранила первоначальный импульс STARSHIP и записала большой хит «We Built This City», но уже без Кантнера.
Кантнер и JEFFERSON AIRPLANE вернулись в 1989 году, выпустив одноименный альбом, а затем сошлись в 1996 году, когда их ввели в Зал славы рок-н-ролла.
В 1992 году Кантнер сформировал JEFFERSON STARSHIP – THE NEXT GENERATION, что привело к судебной тяжбе с его бывшими коллегами вследствие нарушения авторских прав. Он продолжил играть с ними, но в итоге удалил «стартрековую» часть названия и выпустил еще два лонгплея до своей смерти.
Вне основных коллективов Кантнер записал два альбома со Слик, а также выпустил сольную запись «Planet Earth Rock and Roll Orchestra» (1983). Вдобавок он записывался с KBC BAND, где выступали его коллеги по AIRPLANE Балин и Касади.
В 1970 году Rolling Stone спрашивал у Кантнера, почему для него так важно играть вживую. «Мы пытаемся привить самосознание. Мы показываем, — сказал артист. – Просто люди должны наслаждаться собой. Мы даже не знаем, что делаем, когда начинаем это делать. Если оглянуться назад, все что мы говорили: «Слушай, мы отлично проводим время». Больше ничего. Просто сидели и отлично проводили время, пока все это происходило вокруг нас. Довольно скоро люди стали понимать: «Эй, они хорошо проводят время».
У Кантнера осталось трое детей: Гарет, Александер и Чина.