Оззи Осборн. Когда-то это имя внушало страх. Главный певец BLACK SABBATH — чрезвычайно популярной группы родом из 70-х — культивировал образ непостижимого Лорда тьмы на сцене и за ее пределами. Стоило ему отправиться на гастроли, и озабоченные родители запирали своих дочерей, собак и летучих мышей на замок.
Со временем изменилось многое. Новатор от рок-н-ролла, пронзавший своим тембром риффы великих гитаристов поколения, сгладил ошибки прошлого и примирился с реальностью. Если говорить терминами Карла Густава Юнга, он променял архетип творца на хранителя музыкального пантеона. Заодно Оззи Осборн подготовил почву для плеяды новых артистов в жанре, где ему до сих пор нет равных.
Оззи Осборн: властитель Аида в объятиях Паркинсона
Но что любит слушать он сам? Ответ мы нашли в журнале Rolling Stone. Они выпустили серию статей с обзором любимых альбомов как молодых, так и состоявшихся артистов (среди них фронтмен SLIPKNOT Кори Тейлор, барабанщик METALLICA Ларс Ульрих и вокалист группы DEAFHEAVEN Джордж Кларк). Также RS обновили список 100 величайших альбомов всех времен.
AC/DC, «Highway to Hell» (1979)
Оззи Осборн — преданный (до степени «зависимости») фанат Бона Скотта — оригинального вокалиста AC/DC, который умер в начале 80-х. Их шестой студийный альбом «Highway to Hell» (1979) открывает список.
В 1979 году австралийские хард-рокеры стали реальной силой. Ирония в том, что Скотт казался живее всех живых, когда сталкивался со смертью в своих бесстрашных лирических бравадах. Необъяснимый магнетизм его хрипотцы, готовой сорваться в кашель, игривость голоса, вопли, рычания — объединялись в одно, чтобы дать песням необузданный энтузиазм.
Альбом «Highway to Hell» — прекрасный сплав мастерства, анархии и joie de vivre, «радости жизни». Гедонизм, воспеваемый AC/DC, был не чужд и самому Осборну.
ALICE IN CHAINS, «Facelift» (1990)
Сокрушаясь по поводу Лейна Стэйли, который не смог побороть своих демонов, певец BLACK SABBATH включает в список другую знаковую работу с покойным лидером. Речь о первом альбоме ALICE IN CHAINS «Facelift» (1990), который сформировал аудиторию гранжа и альтернативного рока. Впрочем, по мнению ряда аналитиков, альбом избавил движение от наследия панка и заменил его меланхоличными звуками блюза с толикой кантри.
Даже несмотря на временами незрелую лирику и напыщенность, «Facelift» был свежим, захватывающим и ярким. «Man in the Box» — это классика», — вторит Осборн.
GUNS N’ ROSES, «Appetite for Destruction» (1987)
Оззи Озборн хорошо понимал изнанку табуированной темы «секса, наркотиков и рок-н-ролла» на первой пластинке GUNS N’ ROSES — самой кассовой в истории США. Критики того времени неоднозначно приняли альбом, упрекая группу из Лос-Анджелеса в смешении самых низменных качеств AEROSMITH, AC/DC и HANOI ROCKS. Тем не менее «Appetite for Destruction» стал поворотным моментом хард-рока, а других Оззи не слушает.
Разнообразный и безрассудный, этот альбом GUNS N’ ROSES источал опасность. Ее источником был певец Эксл Роуз, который со злобой и мизогинизмом, яростью и первобытной агрессией плевался историями о жизни южного города в четырех октавах. Для одних он был дебоширом, для других — мстительным ангелом в окружении кучки варваров: Слэша и Иззи Стрэдлина. Их нерафинированный панк и блюзовые фразировки знаменовали уход от традиционного глэм-рока. «Никогда на устану их слушать», — говорит Оззи, и спорить бессмысленно.
JUDAS PRIEST, «British Steel» (1980)
Земляки Оззи Осборна JUDAS PRIEST выпустили альбом «British Steel» (1980) в самый разгар Новой волны британского хэви-метала (NWOBHM). Они задали планку для бесчисленных последователей, включая IRON MAIDEN, SAXON и DIAMOND HEAD.
Это не самая виртуозная работа PRIEST, но альбом избавлен от жанровых диверсий; каждая песня, тяжелая и неумолимая, наполнена монолитными гитарными атаками и беспрецедентной оперной страстью певца Роба Хэлфорда. Сами артисты признавались, что пластинка, названная в честь сталелитейного завода в Бирмингеме, окончательно сформировала образ команды.
LED ZEPPELIN, «Led Zeppelin IV» (1971)
Если музыка LED ZEPPELIN и сформировала ДНК того, что сегодня называют хард-роком, то «IV» является чашкой Петри, переполненной стволовыми клетками. Этот триумф формы и функциональности вышел спустя год после собственного дебюта BLACK SABBATH и содержал щепотку средневековых идей, хэви-метала, фолка, чистого рок-н-ролла и блюза.
Символично, что Оззи Осборн выбрал именно этот альбом, официально лишенный названия. Есть теория, согласно которой четыре непроизносимых символа () вдохновлены трудами Алистера Кроули. Сам Осборн увековечил имя черного мага в своей сольной песне 1980 года.
MEGADETH, «Rust in Peace» (1990)
Оззи говорит, что альбом «Rust in Peace», выпущенный группой MEGADETH в 1990 году, стал для него откровением. Неоспоримый шедевр метала, альбом показывал, как далеко может зайти «противная скорость трэша», оставаясь при этом неформальной и увлекательной. Виртуозность здесь не отпугивает, писали критики, — она волнует сердца. В сочетании с нигилизмом Мастейна и текстами о ядерной войне эта агрессия мгновенно покорила аудиторию.
METALLICA, «Master of Puppets» (1986)
Резвая, нерушимая сущность, имя которой «Master of Puppets (1986)», избавила поклонников хэви-метала от подводки для глаз и огнеопасной прически. Как писали критики, альбом затрагивал более серьезные темы по сравнению с аналогами эпохи: METALLICA не пела о мотелях, дорогих тачках, губной помаде и — самое главное — о девушках. Манипулируя музыкальным напряжением, они создавали истории высокой драмы, сравнимые по масштабам с библейскими притчами.
«Я взял их в тур, когда они выпустили этот альбом. Он был переломным для жанра», — говорит Осборн (в который раз используя слово «переломный»). Как и другие герои списка, «Master of Puppets» снискал славу даже у тех, кто находился за чертой металлического сообщества. Самые преданные из них убеждены, что альбом может оспорить лавры сакрального «Paranoid» BLACK SABBATH.
MOTÖRHEAD, «Ace of Spades» (1980)
Оззи Осборн называет гимн «Ace of Spades» одним из главных в истории музыки, а само наличие этого гимна считает ключом к успеху MOTÖRHEAD. Эта песня, как и одноименный альбом 1980 года, заслужила звание классики. Если есть в мире манифест безумию, опасности и скверному поведению, — это четвертая пластинка MOTÖRHEAD, которая тоже считается родоначальником трэш-метала.
PANTERA, «Cowboys From Hell» (1990)
Несмотря на «безвкусные анархистские песни и клише в текстах», как говорил Фил Ансельмо позже, «Cowboys From Hell» окончательно завершил превращение группы фермеров, покусанных глэм-металлистами, в жестоких хэдбэнгеров с убойной дозой хардкора и трэша. Пятый студийный альбом PANTERA, наряду с шестым «Vulgar Display of Power» (1992), считается ключевым для метала начала 90-х годов. «Гитара Даймбэга Даррела заставляет этот альбом сиять», — добавляет Осборн.
ROB ZOMBIE, «Hellbilly Deluxe» (1999)
Этот альбом, возможно, самый неожиданный в списке Оззи Осборна. Под стать дешевым фильмам ужасов, «Hellbilly Deluxe» не выходит из овердрайва. Да, в нем нет интеллектуальной ценности, зато он мастерски оперирует простотой.
игилизм, оккультизм, извращенная философия, отсылки к Дракуле, демонам, детоубийству… Не идеальный список. Однако «Hellbilly» ловко лавирует между прямым хард-роком и более эстетическими, даже танцевальными стилями. Эта сегрегация работает, создавая кинематографически притягательный образ.
Наверное, концептуальная схожесть группы ROB ZOMBIE и собственных проектов Осборна стала триггером для певца. В его списке Роб Зомби зовется «настоящим артистом во всех смыслах». Мы с ним согласны.