В сентябре пройдет 25 лет с момента выхода «Nevermind» — прорывного и самого коммерчески успешного альбома NIRVANA. Журнал Rolling Stone недавно встретился с басистом Кристом Новоселичем, чтобы обсудить этот переломный момент. «Я всегда думаю про 1992 год, потому что именно тогда все изменилось, — говорит Крист. – Это все еще поражает меня». Далее Новоселич размышляет о сходствах и различиях между современной эпохой и началом 90-х, как в музыкальном, так и в политическом плане.
Прежде всего он говорит о влиянии, которое этот альбом оказал непосредственно на него. «Я слушал недавно несколько песен, — добавляет Новоселич, стоящий позади внепартийных кампаний 3 American Questions и FairVote. – Это отличная запись, которая изменила мою жизнь, даже не сомневайтесь».
Удивительно, как пластинка захватывает воображение. Это все еще продолжается. Люди по-прежнему заинтересованы в песнях NIRVANA; их интересует Курт Кобейн. Кое-что не меняется. Альбом обязан многим командам, которые были до нас. Все это пришло вместе с панком, поп-музыкой, мелодией и массой энергии. Более того, когда эта запись вышла, казалось, что все изменилось. Может, мы увидим что-то подобное в нашей культуре снова. Возможно, что-то случится во время текущих выборов. Люди хотят чего-то нового. Посмотрим.
Во времена NIRVANA люди хотели перемен в музыке. В 1991 году не было ни одной рок-песни на вершине хит-парада, пока не вышел «Nevermind». Как будто рок умер? Но рок не думал умирать. Он просто получил второе дыхание в гранже или альтернативе, хэви-метале, хард-роке, панке и арт-роке – настоящей мешанине влияний. Все это складывалось вместе и вело к созданию массы различной музыки. Но дело в том, что была еще и другая восприимчивость, перестроение. Возможно, это случится снова.
Может быть, такого рода изменения не относятся к музыке. Возможно, они политические. Вы спросите: «Почему люди выбирают либо Трампа, либо Сандерса?». Возможно, если мы уйдем от яда партийности, немного отступим назад и подумаем обо всем, у нас найдется гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Главное отличие от 1991 года заключается в том, что у нас на руках есть информация, и мы можем искать. Вокруг все еще достаточно новой музыки, которая ждет, когда ее обнаружат. Мы не должны слушать то, что нам предлагает радио или телевидение; MTV действительно помог «Nevermind», потому что поставил «Smells Like Teen Spirit» в активную ротацию. Но сейчас это другой мир; они напирают гораздо сильнее. Теперь уже артисты хотят привлечь людей. И мне кажется, что NIRVANA до сих пор тянет за собой слушателей, которым это интересно.
Некоторые говорят, что мы были последней группой доинтернетовской эры. Мол, нам удалось попасть в корпоративную сферу и привлечь людей, а затем все изменилось. Но тогда был этот климат для изменений. Люди были готовы к чему-то новому, и я думаю, это именно то, в чем нуждается наша политическая система: нам нужны перемены. Может быть, что-то вырастет на этих вибрациях.