METALLICA’s Роберт Трухильо о величии Джако Пасториуса

Басист стал сопродюсером фильма «Jaco: A Documentary Film», который приступает к покорению фестивальных площадок

Роберт Трухильо всегда мечтал увидеть документальный фильм о жизни покойного джазиста и виртуоза Джако Пасториуса, который прославился удивительными басовыми импровизациями. Он был настолько вдохновлен идеей, что после первой же встречи с сыном Джако, Джонни, уговорил его заняться реализацией проекта.

Практически два десятилетия спустя фильм «Jaco: A Documentary Film», сопродюсером которого стал Трухильо, приступает к покорению фестивальных площадок. В апреле планируется дебютный показ на Asbury Park Music in Film Festival.

«Это не просто повествовательное видео, — объясняет басист в интервью Rolling Stone. – Это гораздо глубже. Это целая история».

Фильм является хроникой становления легендарного музыканта, который преодолевал границы между роком и джазом в середине 70-х годов со своими инновационными пассажами для альбомов джаз-фьюжн-группы WEATHER REPORT, Джони Митчелл и Иэна Хантера, а также на своих сольных релизах. Картина также затрагивает влияние биполярного расстройства на карьеру Пасториуса.

Тем не менее, в большей степени этот фильм является свидетельством влияния Пасториуса на целую армию музыкантов, которые пришли после его смерти от кровоизлияния в мозг в 1987 году. В кадре замечены Фли, Стинг, Джедди Ли и Бутси Коллинз, поющие дифирамбы своему вдохновителю , а также джемовавшие с ним лично Джимми Пейдж и Мэтт Сорум из GUNS N’ ROSES.

Прежде всего Трухильо хочет, чтобы люди увидели влияние Пасториуса: «Это очень особенный фильм. Я чувствовал, как важно поделиться его историей».

Когда Джако Пасториус изменил твою жизнь?
Когда я увидел его выступление в Santa Monica Civic Auditorium в 1979 году. Тогда мне было, кажется, 14. Это действительно изменило мой мир. Раньше я не видел, чтобы бас-гитара была представлена в качестве мелодического инструмента первого плана. Он играл с WEATHER REPORT, у которых нет гитариста, и казался эдаким хипарем. Его присутствие было колоссальным. Разворачивалось практически его личное шоу. Все смотрели на него. Там были мои друзья скейтбордисты, серферы, джазисты и металлисты – даже Джон Белуши был там. Казалось, все пришли ради него.

Чем так особенна игра Джако?
Джако невероятно фанковал, но при этом мог быть очень тяжелым. В его звуке было много рычания и тяжести. Мне до сих пор нравится его уникальный звук. Его динамическое присутствие ощущалось через инструмент, но в то же время он был мелодичным музыкантом, каких не так уж много среди басистов.

Пережив этот особенный опыт живого концерта, я узнал о его работах с Джони Митчелл и Яном Хантером, и, конечно, нашел второй сольный альбом. Взять ту же «Teen Town», которая звучит очень агрессивно за счет баса и барабанов. Интересный факт – на этой песне он лично исполнил ударную партию. Или возьмем, например, «Portrait of Tracy», которая построена на гармониках. Гармонические интервалы? На басу? Кто о таком вообще слышал?

С чего стоит начать людям, которые только открывают для себя Пасториуса?
Послушать песню «Come On, Come Over», потому что мне кажется важным войти в фанковый стиль Джако. Он практически всегда бил по струнам пальцами, и это давало уникальный звук. Поэтому ребята вроде меня, Фли из CHILI PEPPERS и Джедди Ли стремились к такой технике. Его техника была действительно особенной. Этот танцевальный трек люди должны послушать первым, а уже после этого, если вы захотите ознакомиться с его новаторскими работами, послушайте «Portrait of Tracy». Для меня это то же, что Эдди Ван Хален сделал на «Eruption», только басовая тема. «Havona» будет отличным погружением в WEATHER REPORT, а если вам нравится рок – «All-American Alien Boy» Яна Хантера. Возможно, это последняя песня с одним из лучших басовых соло, что вам доводилось слышать.

Почему в мире бас-гитары сложнее стать признанным виртуозом?
Традиционно басисты должны делать композицию цельной, так что это действительно особый случай, когда музыкант добивается большего присутствия в музыке и на сцене. К примеру, Клифф Бертон в METALLICA – это большое дело. Он брал инструмент и привносил что-то новое в хэви-метал. Мне кажется, в этом было что-то инновационное. Для меня этот факт делает его особенным.

У меня была группа под названием INFECTIOUS GROOVES еще в 90-х. Эта музыка отличалась смешением стилей. Мы играли панк-рок, ска, фанк и так далее. Фанк шел от Джеймса Брауна и Джако Пасториуса. Я был главным автором в группе, а одним из главных влияний для меня является Пасториус. Мы писали эту сумасшедшую музыку, и люди устраивали слэм. Конечно, другим моим влиянием был Гизер Батлер из BLACK SABBATH. Невозможно ошибиться, если вы между Гизером и Пасториусом.

Вы когда-нибудь встречали Джако?
Я не встречался с ним лично, но видел однажды. Я был на гитарном шоу в Голливуде в 1985 году, и в каждом номере отеля рекламировалось разное оборудование от компаний Fender, Gibson и так далее. Я находился в одной из комнат, когда услышал реально громкий, раздражающий звук, сотрясающий стены.

Он посмотрел в глаза каждому из нас, и это прозвучало как заявление. Он не улыбался и не говорил, ему просто нравилось смотреть. Что-то вроде: «Да, я здесь. Посмотри на меня, я все еще могу надрать тебе задницу».

Я вошел в комнату и увидел Джако на бас-гитаре. Это было сумасшествие. Я сидел в нескольких метрах от него. Через минуту или две номер был заполнен до отказа. Он посмотрел в глаза каждому из нас, и это прозвучало как заявление. Он не улыбался и не говорил, ему просто нравилось смотреть. Что-то вроде: «Да, я здесь. Посмотри на меня, я все еще могу надрать тебе задницу». Это был очень мощный момент для меня.

Где вы были, когда узнали о смерти Джако?
Я находился в студии. Многие басисты, мои друзья, переоделись в черное в знак уважения. Причем, это были не джазовые музыканты. Просто ребята, посвятившие себя басу. Вообще, у басистов мощная связь. Всем было действительно грустно, особенно в 80-х, когда ходило много разных историй про Джако.

Кажется, что вы потратили много времени на этот фильм.
Прошло пять лет. Это стоило мне больших денег. Я знаю, многие думают: «Да ты же рок-звезда». Но на самом деле все не так просто. Я потратил почти $800.000 из своего кармана. Я обычно так отвечаю: «Ребята, я играю в METALLICA, но не являюсь частью «Black Album». Я не хочу, чтобы у людей складывалось неверное представление обо мне, но я работал со страстью. Именно об этом фильм. Речь идет обо мне, о моем желании поделиться своим влиянием. Мне кажется, широкая общественность не понимает, как много времени и сил требуют документальные фильмы вроде нашего путешествия с Джако, которое длилось последние пять лет.

Что происходит с новым альбомом METALLICA?
Мы работаем над этими песнями и веселимся. Все проходит продуктивно и весело.

На что похоже звучание?
Это звучит как METALLICA [смеется].

Пока я не могу соотнести материал с каким-то прошлым альбомом. Мне кажется, каждая работа METALLICA уникальна, и то, чем мы занимаемся сейчас, тоже уникально. Я могу вас заверить, что мы добиваемся тяжелого звучания, но опять-таки, каждый альбом является отдельным опытом. Нужно подождать, а дальше будет понятно.

Напиши, что думаешь