Что случится, если столкнуть классическую оперу и метал?

Журнал Metal Hammer исследует кроссовер, обращаясь к творчеству APOCALYPTICA, AYREON и других артистов

APOCALYPTICA

Если вы не живете в Финляндии, то, скорее всего, вам не доводилось слышать о новой опере «Indigo», не говоря уже о том, чтобы увидеть ее. Но даже если вам рукой подать до Финляндии, почему вы вообще должны интересоваться этой оперой, верно? Прежде чем вы начнете вспоминать ретроспективные кадры «Юноны и Авось», «Пиратов Пензанса» или упаднических школьных постановок, подумайте еще раз.

«Indigo», по сути, представляет собой новую и довольно необычную оперу, которая больше связана с металлическими слушателями, чем можно было бы ожидать. Созданная Пертту Кивилааксо и Эйкка Топпиненом, которые получили наибольшую известность в качестве виолончелистов симфонического метал-явления под названием APOCALYPTICA, «Indigo» описывается как «металлическая опера» с мрачным футуристическим нарративом, посвященным зловещей фармацевтической компании, гибельным «прекрасным» наркотикам и, безусловно, силе самой любви (привет, «Интерстеллар»). Исполненная на классических инструментах, она намеренно избегает фундаментальных традиций классической музыки, обращаясь вместо этого к трэшу и хэви-металу, а также кивая в сторону композиторов-романистов 19-ого столетия.

«Нас действительно попросили об этом, — начинает Пертту Кивилааксо в интервью Metal Hammer. – Два года назад мы сыграли концерт APOCALYPTICA на большом фестивале в Финляндии, который был устроен стараниями классической национальной оперной школы. Благодаря объединению металлических элементов с симфоническим оркестром, художественный руководитель поняла, что наша музыка подойдет ее целям. Нам дали абсолютную свободу, поскольку ей нравится наш подход. Она захотела увидеть, к чему приведет наш творческий менталитет в рамках оперы. Самое смешное, на мой взгляд, заключается в том, что опера была моим большим вдохновением… Я проникся этой формой искусства еще в детстве. Сейчас мечта стала реальностью. Я объединил здесь все, что направляло меня в этой жизни».

«Художественный руководитель широко смотрит на всю музыку, а не только на свой жанр, — добавляет виолончелист. – Она понимает, что классический мир нуждается в развитии, чтобы достичь новой аудитории и удержать старых ценителей. Думаю, именно об этом она думала. Нам нравится писать баллады, и это не слишком отличается от арии в операх – обычно мы стремимся создать величественную мелодию, которая затронет вас и придаст песне эмоциональную атмосферу».

Объединив фоновые элементы обоих музыкальных форм, «Indigo» лишь выиграла благодаря знаниям, страсти и опыту Пертту и Эйкка, но тандем очень осторожно обращался с дисциплинами, чтобы поднять лишь их сильные стороны.

«В нашем случае я не стал бы говорить о кроссовере, — считает Пертту. – Это предполагает, что два жанра самостоятельны, но мы объединили их вместе».

«Я бы назвал «Indigo» гибридом; все происходит в традиционном оперном зале, и музыка исполняется в классическом виде, но под влиянием нашего музыкального бэкграунда, который содержит немало вещей из метала, включая ритмический подход. Мы хотели пропустить традиционные тяжелые металлические инструменты – это слишком очевидный ход. Гораздо круче сыграть тяжелую музыку на флейте и посмотреть, как это звучит. Нужно что-то совершенно свежее».

Участники APOCALYPTICA, конечно, не единственные музыканты, которые пытались свести эти музыкальные культуры в единое целое. В своей сольной карьере классическая певица Тарья Турунен, наиболее известная в качестве бывшей фронтледи NIGHTWISH, способствовала популяризации оперного метала, проложив путь для других артистов с симфоническими чертами.

«Очень часто приходится слышать такой ярлык как «кроссовер» в адрес артистов, которые пересекают музыкальные стили, — признает певица. – Лично я не вижу себя в таком ключе. Я пытаюсь соединить жанры, полностью стереть между ними границы. Удается ли мне? Время и слушатели покажут. Самой большой проблемой для меня остается сочетание поп/рок-мелодий с классическими вокалами и аранжировками, включая тяжелые дисторшн-гитары. При этом нужно оставить достаточно места для хора, кинематографичной атмосферы и клавишных. Вот к чему я стремлюсь».

«Всегда есть пуристы, — добавляет Тарья Турунен. – Но из своего опыта я готова сказать, что люди оказываются более открыты, чем мы склонны предполагать. На моих классических и рок-концертах присутствует некий микс из любителей музыки старшего поколения и новых слушателей. Я беседовала с парой фанатов, которые научились любить метал после прослушивания классической музыки, и наоборот».

Безусловно, опираясь на классические элементы, «Indigo» содержит структуру повествования, присущую любой опере, включая рок-оперу – традицию 60-х/конца 70-х годов, возникшую благодаря таким произведениям как «Tommy» THE WHO.

По происшествии лет музыка стала тяжелее, поэтому неудивительно, что ряд металлических музыкантов погрузился в этот формат. Одним из очевидных примеров является Арьен Антони Люкассен, чей проект AYREON выпустил немало альбомов в жанре рок/метал-оперы. Вооружившись амбициозными композициями и элегантными рассказами, для прорисовки отдельных персонажей AYREON обращались к широкой линейке приглашенных вокалистов из мира тяжмета, включая членов WITHIN TEMPTATION, STRATOVARIOUS, LACUNA COIL, NIGHTWISH и DREAM THEATER, а также именитых Брюса Дикинсона и Девина Таунсенда. Не далее как в прошлом году их шестой студийный альбом «The Human Equation» прозвучал в театральных декорациях и получил заголовок «The Theater Equation» (DVD ожидается в июне 2016 года).

«Идея пришла ко мне в десятилетнем возрасте, когда в 70-х годах я услышал [рок-оперу] «Иисус Христос – суперзвезда» с [вокалистом DEEP PURPLE] Иэном Гилланом, — говорит Арьен. – Больше всего в рок-операх и концептуальных альбомах меня привлекает история, которая придает музыке дополнительное измерение, а также наделяет ее множеством эмоций и настроений. Мне нравится приключенческая музыка, которая приглашает слушателя в путешествие. Я люблю мелодию и мощь, поэтому союз классики и рока идеально подходит для меня! Ричи Блэкмор, пожалуй, был моим самым большим влиянием – песни вроде «Stargazer» RAINBOW отлично доказывают, что рок и классическая музыка полностью совместимы».

«Но мои пристрастия никогда не ограничивались рок-оперой. Мне нравились работы [английского композитора] Эндрю Ллойд Уэббера, — продолжает Тобиас. – Даже если я не понимал значения этой музыки в детстве, мне всегда нравился концептуальный аспект, будь то «Tommy» или KING DIAMOND. Это щекотало мое воображение. Мне нравилось отправляться в путешествие, следить за историей и ощущать ее».

«Конечно, классическую музыку я тоже любил. Мне нравились величественные рассказы и яркая музыка – эти моменты позволили мне оценить оперу в целом. Но я всегда был более рок-н-ролльным, металлическим парнем – предпочитал записи Джима Стейнмана произведениям Вагнера – хотя сама идея создания картинки для разума была привлекательна. Я наслаждался этим миром и персонажами».

http://www.youtube.com/watch?v=1agGQemgI14

Для тех, кто ищет действенных форм эскапизма, опера обладает безоговорочными плюсами, и надо полагать, что такой подход будет как следует разобран музыкантами экстремальных частей спектра в ближайшие годы.

Но невозможно закончить обсуждение, не упомянув одного из первых артистов, который привнес элементы классики в метал. Речь идет про композитора и продюсера Пола О’Нила, чья работа с металлистами из Флориды SAVATAGE на пластинке «Hall Of The Mountain King» (1987) привела к заметной перемене в их звучании. Десятилетие спустя он основал группу TRANS-SIBERIAN ORCHESTRA при поддержке членов SAVATAGE Джона Олива и Эла Питрелли. Вместе с рядом приглашенных музыкантов они создали серию металлическим опер, последняя из которых, «Letters From The Labyrinth», вышла в ноябре 2015 года на лейбле Republic Records.

«В моей семье классические и оперные записи валялись по всему дому, так что я слушал достаточно такой музыки, когда был еще очень молод, — вспоминает О’Нил. – Оба жанра, классика и метал/рок, обладают мощнейшей динамикой. Помпезность «Симфонии №5» Бетховена и нежные структуры «Пещеры горного короля» Грига сравнимы с песней «Stairway To Heaven», где все выстраивалось вокруг одного инструмента. Большая часть музыки обращается к размеру 4/4, но рок и классика дают полную свободу. Гораздо легче пригласить слушателя в захватывающее путешествие, закрытое для привычного воображения, когда не существует никаких правил».

Напиши, что думаешь