Какую роль DEPECHE MODE сыграли в становлении метала?

Изучаем странный и неожиданный культ DEPECHE MODE с Мэрилином Мэнсоном, DEFTONES и RAMMSTEIN среди прочих

DEPECHE MODE

Когда DEPECHE MODE обозвали седьмой альбом «Violator» (Нарушитель) в 1990 году, его стоило воспринимать с иронией. Предыдущий год подарил публике вкрадчивые «хайр-роковые» пластинки BON JOVI, BAD ENGLISH и POISON, возглавившие хит-парады с сахарными балладами. Синти-поп-группа как бы давала понять, что «с них довольно». «Мы хотели придумать самое экстремальное, смешное название в духе хэви-метала, — говорил главный сонграйтер Мартин Гор в интервью NME. – Я удивлюсь, если люди оценили юмор». Его скептицизм был оправдан.

Спустя 25 лет DEPECHE MODE официально стали феноменом с набором синглов «Personal Jesus», «Enjoy the Silence» и «Policy of Truth», которые вдохновили странный и удивительный культ последователей среди хэдбенгеров и хард-рок-музыкантов. Мэрилин Мэнсон, RAMMSTEIN, CONVERGE, GHOST, HIM и даже великий повелитель баллад Сэмми Хагар (VAN HALEN, CHICKENFOOT) решили записать каверы на DEPECHE MODE, большая часть которых относилась к пластинке «Violator» (1990). Их любовь была подлинной. Чино Морено, который чередует скриминг и проникновенное пение а-ля Дейв Гаан в творчестве своей альт-метал-группы DEFTONES, даже хвастается цветком с обложки «Violator» на своем бицепсе.

Оглядываясь назад, стоит сказать, что предположение о влиянии DEPECHE MODE на ряд самых экстремальных команд имеет смысл. Когда группа только сформировалась в 1980 году в городке Базилдон, что в 30 милях к востоку от Лондона, они играли беззаботные поп-песни Новой волны в духе «Just Can’t Get Enough» и «Dreaming of You» с клавишными партиями, которые член команды Алан Уайлдер чуть позже сравнивал с блюзовыми и хэви-метал риффами. Когда основатель и главный автор Винс Кларк покинул коллектив в том же году, чтобы сформировать дуэт YAZOO, композиторские обязанности взял на себя Мартин Гор, а это, в свою очередь, привело к появлению мрачной чувственности в их творчестве. «Рок-музыканты говорят, что невозможно выразить себя с синтезатором, — говорил он в интервью Sounds в 1981 году. – «Бездушный» — это лишь слово. Но что есть в ударах гитар? Каждый тяжелый рифф звучит точно так же». Он доказал, что скептики ошибались.

В ближайшие пару лет DEPECHE MODE стали силой, которую невозможно игнорировать в популярных чартах. Далее они выпустили оказавший огромное влияние на США «миротворческий» сборник «People Are People» (1984).

При этом в Великобритании они продолжали выпускать хитовые синглы один за другим. Многие из них несли в массы довольно спорные темы, включая выживание приспособленных («Everything Counts»), рабство и дисциплину («Master and Servant») и выход из группового мышления («Stripped»). Более глубокие песни в духе «Fly on the Windscreen – Final», которая начиналась с металлической строчки «Death is everywheeerrre!», были обречены на скорейшую смерть.

Тем не менее, самым страшным был сингл «Blasphemous Rumours» (1984), рассказывающий о самоубийстве подростка и смерти в куплетах и припеве: «Не хочу распускать богохульные слухи/ Но я думаю, что Бог – шутник еще тот/ И когда я умру, то скорее всего/ Он смеясь ко мне выйдет навстречу». Это заявление почти на два десятилетия опередило альбом «God Hates Us All» SLAYER, ну а песня еще долгое время находилась под пристальным взглядом металлических коллективов того времени. Как сообщает BBC, группа не могла играть многие из своих синглов (хотя позже песня поднялась на 16-ую строчку в Великобритании), а в их родном городе этот трек вообще считали постыдным. «Бог так возлюбил мир, что отправил к нам единственного сына. Если он сделал это, значит у него не может быть больного чувства юмора», — говорил священник Базилдона перед прессой, следуя книге «Depeche Mode: Some Great Reward». Казалось, осторожный этос группы угрожал господствующим настроениям и не воспринимался ни на йоту.

Хэдбенгеры пели о тех же вещах, заполняя среднего размера площадки с ямой для моша, пока DEPECHE MODE взрывали стадионы кричащих девчонок-подростков. Более того, около 20.000 поклонников, ожидавшие группу в течение нескольких дней, появились на автограф-сессии в Лос-Анджелесе во время релиза «Violator». Рев фанатов нашел отражение в концертном лонгплее «101» 1989 года, который по-прежнему раздается эхом в окрестностях стадиона Pasadena Rose Bowl.

Их влияние в преддверии «Violator» растянулось на многие мили, и как раз в тот момент DEPECHE MODE стали завладевать мыслями хард-рокеров и металлистов. Первым заметным рокером был Эксл Роуз, который в 1989 году читал для них текст любовной баллады «Somebody» на премьере «101» в Голливуде. Той же ночью он пригласил их в лос-анджелесский клуб Cathouse, но вскоре дружба сломалась. После вечеринки фронтмен GUNS N’ ROSES, как сообщается, появился на барбекю в Беверли-Хиллз, где якобы застрелил свинью. DEPECHE MODE, будучи вегетарианцами, выступили в прессе Великобритании с заявлением, где рассказывали о своем «потрясении» и отказывались связываться с ним в дальнейшем.

https://www.youtube.com/watch?v=Ue3SPjsXgdI

Некоторые пытались разобраться в метале, однако становились фанатами синти-поп-группы. Мэрилин Мэнсон с нежностью вспоминает шоу DEPECHE MODE в Лос-Анджелесе во время мирового тура «World Violation Tour», а Чино Морено гордо добавляет, что это был первый увиденный им концерт. «Я прорывался вперед, чтобы оказаться перед загражденем, — говорит Чино Rolling Stone. – Думаю, что желание творить музыку во мне возникло благодаря этой энергии. Это что-то невероятное. Одно из моих самых любимых и значимых воспоминаний».

«Голос Дэйва Гаана всегда привлекал меня, — говорит вокалист индастриал-метал-группы FEAR FACTORY Бертон Белл, ставший поклонником DEPECHE еще до выхода «Violator». – Его голос не был «плаксивым», что было популярно для этого жанра в то время. Его вокал обозначал глубокие эмоции и обязательства. Это скорее не о том, что он пел, а о том, как он пел. Это сделало меня поклонником».

«Они отличались от всего, что происходило в то время, и это привлекало меня, — продолжает Вилле Вало, фронтмен задумчивой финской «лав-метал-группы» HIM, который в свое время перепел «Enjoy the Silence». – В своей уникальности DEPECHE MODE напоминали BLACK SABBATH. Они показали, что можно делать музыку, отличную от стремлений большинства. Они заново изобрели колесо».

Наряду с единомышленниками CURE и NEW ORDER, в середине 80-х DEPECHE MODE учили будущих лидеров тяжелой музыки болезненному и едва не готическому иконоборчеству. От своих сверстников они отличались витиеватыми сетками контрапунктов и лязгающими ритмами, которые стали определяющими для их творчества после пластинки «Some Great Reward» (1985) и хита «People Are People». Это звучание вдохновило немало «индустриалистов», включая NINE INCH NAILS и MINISTRY. На последующих альбомах: «Black Celebration» (1986), «Music for the Masses» (1987) и «Violator» — этот звук стал более сексуальным и трансовым.

«Не знаю, что с другими группами, но для меня выделялась сексапильность, — говорит Мэрилин Мэнсон, записавший кавер «Personal Jesus» в 2004 году. – Это вдохновляло меня. Сексуальность и гипнотическое ощущение». Вдохновившись на исполнение этой песни во время «орального секса с четками вокруг члена», он до сих пор играет «Personal Jesus» с чувством «южных баптистских проповедников». Стоит отметить, что Гор черпал вдохновение не от Иисуса Христа, но от Присциллы Пресли, которая почти с религиозным исступлением описывала своего мужа в книге «Elvis & Me».

Другой артист, перепевший «Personal Jesus», но по другой причине – это бывший солист VAN HALEN Сэмми Хагар, который добавил нотки блюза и хард-рока этой мелодии на своей сольной кавер-компиляции «Sammy Hagar & Friends» (2013). «Многие с трудом верят, но я фанат, — говорит певец. – Мой старший сын, Аарон, привел меня к этой группе, когда был маленьким, но я стал фанатом только когда услышал «Personal Jesus». Меня поразило, как круто звучит электронная группа с таким тяжелым блюзовым грувом. Этот рифф всегда поражал меня».

Помимо музыки DEPECHE MODE привлекала многих поклонников метала благодаря резкой, темной и глубоколичной лирике Гора. В первые десятилетия самые успешные хэви-группы по большей части рисовали фантазийные миры в своих текстах, однако в начале 90-х, когда под влиянием гранжа появились панки и хардкорщики, некоторые экстремальные металлисты тоже стали петь о реальной жизни.

«Все записи DEPECHE MODE были немного личными и чрезвычайно мощными, — говорит фронтмен CONVERGE Джакоб Баннон, чья театральная хардкор-метал-группа когда-то каверила «Clean». – Альбом «Violator» показывал битву с человеческой тьмой и искушением. Думаю, такие вещи относятся ко многим артистам тяжелой музыки».

https://www.youtube.com/watch?v=p9XV9IGVgYU

«Мне у них нравилась слегка тревожная музыка, — говорит Чино Морено. – Темные темы про любовь/ отношения, но никак не про счастье». Со своим коллективом DEFTONES Морено перепел «To Have and to Hold» (с альбома «Music for the Masses») и «Sweetest Perfection» (с диска «Violator»). В 2013 году он исполнил еще один трек с пластинки «Music for the Masses», «Behind the Wheel», вооружившись математическим металом DILLINGER ESCAPE PLAN. «На самом деле, ты никогда не узнаешь, о чем они поют. Они никогда не были так открыты, — продолжает Морено. – Вы подхватывали этот настрой, когда слушали их музыку, и перекладывали его на свою жизнь».

Морено также вспоминает попытку записать «Fly on the Windscreen» («Black Celebration») для дебютного альбома «Adrenaline» (1995), однако песня так и не была закончена. «Тогда мы впервые пытались сделать что-то необычное, — добавляет певец DEFTONES. – Сейчас мы известны благодаря каверам, не типичным для хард-рокеров».

Вокалист до сих пор удивлен, что его товарищи оказались открыты к такому эксперименту за пределами парадигмы тяжелой музыки. При этом гитарист DEFTONES Стивен Карпентер до этого вообще не слышал про DEPECHE MODE.

Это же относится к певице Кристине Скаббиа и ее товарищам по готическому коллективу LACUNA COIL, которые «скаверили» «Enjoy the Silence» и стали хитом на территории Великобритании. «Марко Биацци, наш басист, который написал аранжировку, не был фанатом, — говорит Кристина. – Он уважал их творчество, но не был фанатом с самого начала. Некоторые песни дарят особое чувство. DEPECHE MODE писали композиции, бьющие прямо в сердце. Иногда они были очень меланхоличными. Я не знаю, заложена ли природой любовь к страданиям в человеке, но мне все равно. Мне нравится слушать каждую песню сердцем».

«Enjoy the Silence» является одной из тех песен, которые настолько захватывают, будто внутри все взрывается, — вторит Вилле из HIM, который перепел трек, чтобы «заинтересовать девчонок». – У них очень простые мелодии и тексты».

Еще один музыкант, столкнувшийся с сопротивлением при попытке перепеть DEPECHE MODE – это гитарист RAMMSTEIN Рихард Круспе, который обнаружил синти-поп-группу, пока рос в Восточной Германии, где было непросто отыскать его любимые записи. Тем не менее, он стал поклонником, увидев по телевизору исполнение «People Are People», а в 1998 году убедил свой индастриал-коллектив пополнить каталог кавером «Stripped» (с альбома «Black Celebration»). «Мне пришлось дать им взятку», — шутит Рихард. Несмотря на согласие товарищей, ему пришлось пойти на уступки. «Я помню как Тилль Линдеманн [вокал] пел строчку «Полностью обнажённой» и в течение нескольких часов не мог избавиться от этого толстого немецкого акцента, — вспоминает Круспе. – В итоге мы сократили эту часть».

«У них нет гитар, а когда вы играете метал, хочется услышать гитары, поэтому необходима кавер-версия, — добавляет Линдеманн. – Однако DEPECHE MODE можно назвать лучшей группой без гитары, где это до сих пор работает».

С тем, что звучание DEPECHE MODE является настолько тонким и податливым, соглашаются шведские оккультные рокеры GHOST, записавшие кавер «Waiting for the Night» для мини-альбома «If You Have Ghost» (2013) с Дэйвом Гролом на ритм-гитаре. «Песню можно исследовать долго, потому что она очень атмосферная и акустически витиеватая, — говорит Безымянный Оборотень. – Когда мы отправились в студию с Дэйвом Гролом, было решено поиграть с идеей сладжа, который превращается в дум-метал. Думаю, мы хорошо справились. Тем не менее, мы никогда не добьемся оригинального и уникального ощущения ночного «прослушивания в кромешной темноте перед сном». Это очень красивая песня».

«Музыка DEPECHE MODE не привязана к определенному периоду времени или конкретному увлечению, — добавляет Вилли Вало. – Это и есть магия группы – способность нарисовать уникальный мир и опыт. Вы можете открыть дверь и услышать музыку, которая вас затянет. Часто вы уходите от мрачного, серого существования. В этом красота DEPECHE MODE».

Несмотря на комплементы в адрес DEPECHE MODE от рок-музыкантов, Мартин Гор придерживается весьма двойственной позиции. Ранее в этом году он рассказал журналу Rolling Stone, что его поражает количество артистов, желающих перепеть песни группы. «Большинство из них, справедливости ради, мне не нравятся, — говорил Гор. – Но я обычно даю разрешение, потому что это мои поклонники. Никто не захочет перепевать твои песни, если не является твоим поклонником. Я же не могу сказать: «Нет, я запрещаю, потому что вы мне не нравитесь». Думаю, это несправедливо, поэтому я всегда разрешаю».

«Металлические команды и Сьюзан Бойл, — со смехом добавляет Гор. – Когда люди спрашиваю нас о самых важных влияниях, я всегда горжусь тем, что мы слушали артистов совершенно противоположных жанров музыки».

Напиши, что думаешь