Этой осенью исполняется 45 лет с момента смерти Дженис Джоплин в голливудском гостиничном номере от передозировки опиатами. С тех пор легендарная певица неоднократно становилось предметом книг, переизданий и даже бродвейских шоу, тогда как ее байопик, предположительно, с Эми Адамс в главной роли все еще находится в разработке. Буквально все, от Ким Гордон до Пинк, почитали Джоплин за первопроходца, который позволил женщинам нарушить мужской климат рок-н-ролла, а ее сырое исполнение продолжает резонировать с сердцами слушателей и по сей день. «Даже когда мне было 10 или 12 лет, и я впервые услышала ее пение, было очевидно, что она чувствует, о чем поет, — вспоминает Шарлин Мари Маршалл, она же Cat Power. – Я знала, что она была смешной, потому что на каждой фотографии улыбка не сходила с ее лица, будто ее жизнь прекрасна».
За минувшие годы про Джоплин сняли лишь один документальный фильм «Janis» (1974), но это изменится 27 ноября, когда выйдет лента под названием «Дженис: Грустная маленькая девочка» (Janis: Little Girl Blue), представляющая собой взгляд режиссера Эми Берг (Amy Berg) на лидера, но вместе с тем уязвимую женщину, которая пережила к своим 27 больше приключений, чем многие переживают за целую жизнь.
Тот, кто видел «Janis», сможет опознать некоторые ролики в фильме Берг, включая кадры студийных сессий времен записи BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY «Cheap Thrills» от режиссера Д.А. Пеннебейкера и клипы, снимавшиеся во время визита Джоплин в среднюю школу в Техасе. Но в отличие от ранней документалки фильм «Janis: Little Girl Blue», спродюсированный еще одним документалистом Алексом Гибни, включает свежие интервью с участием семьи Джоплин (в том числе ее братьев и сестер Лауры и Майкла, которые управляют наследием певицы), членов BIG BROTHER (включая гитариста Сэма Эндрю, скончавшегося в начале этого года), Боба Вейра (THE GRATEFUL DEAD) и близких друзей, как то Кантри Джо Макдональда и Дика Каветта.
Для Берг, которая снимала оцененные критиками полотна «Deliver Us From Evil» и «West of Memphis», документалка «Janis: Little Girl Blue» была любовным проектом, который начался еще в 2007 году, когда она впервые встретилась с наследниками Джоплин. Несмотря на восьмилетнюю работу и $1.5 миллиона, которые потребовались для создания ленты, влияние Джоплин не уменьшается. «Когда я разговаривала с Пинк и Мелиссой Этеридж, стало ясно, что Дженис помогла им начать карьеру, — говорит Берг. – Ее опыт подарил им мужество делать то, что они хотели в шестидесятых, когда женщинам отводилась роль матерей и секретарш. Дженис тоже хотела большего».
В рамках своего исследования Берг взяла интервью у американского телеведущего Каветта, который рассказал, что с Джоплин его связывали более близкие отношения. Каветт также раскрыл некоторых доселе неизвестных любовников Дженис, причем, как мужчин, так и женщин. «В основном она предпочитала мужчин, — говорит Берг. – Но если она чувствовала к кому-то близость, с этим не возникало проблем. Она просто искала любви. Она хотела, чтобы ее обожали, утешали и любили». Через полтора года поисков режиссер выследила Дэвида Нихауса, который встретился с Джоплин и влюбился в нее незадолго до смерти. Любовное письмо Нихауса ожидало Джоплин на стойке регистрации в отеле в ночь, когда она умерла. «Суть в том, что если бы она получила это письмо той ночью, все могло сложиться иначе. Это очень трагично».
Разбираясь в смерти певицы Берг услышала несколько теорий заговора с сопутствующими рассказами о «двух мафиози», с чемоданом покинувших комнату Джоплин ночью 4 октября. «Все говорили примерно одно и то же, — комментирует Берг, покачивая головой. – «Я слышал, что они пытались убить всех представителей контркультуры. Они сделали это». Просто сумасшедшие теории заговора».
В фильме фигурируют письма Джоплин, написанные в адрес ее семьи как раз перед кончиной. Берг не просто получила разрешение на использование этих материалов, но и попросила Маршалл прочитать их. «Я слушала интервью с Шарлин Мари и не могла поверить, насколько похож ее голос, — говорит Берг. — Это поразило меня. Уже через минуту я поняла, что она тот самый человек. Ее личность сладка и уязвима, и она прекрасно понимает, через что проходила Дженис. Она быстро согласилась».
К ее удивлению, Маршалл, которая знала лишь некоторые интимные подробности жизни Джоплин, нашла много параллелей. «Она была с Юга, тусовалась с кучей парней и оставалась единственной девушкой в мире рок-н-ролла. Это похоже на мои девяностые – наедине с гитарой женщина катается по всему миру долгие годы. Я не могу представить, какое социальное давление испытывала Дженис».
Читать переписку Дженис оказалось самым трогательным для Маршалл. «Я приехала в Нью-Йорк, когда мне было 20 лет, поэтому вижу в ее письмах желание одобрения, — говорит Маршалл. – Я писала такие письма: «Недавно я гастролировала с SONIC YOUTH, и они меня любят!». Я чувствовала параллели. Я тоже хотела убить себя в свои 20. Чтение вслух писем о том, как она извиняется перед своими родными, стало для меня будто пощечиной. Последнее письмо я читала шепотом, потому что после первых попыток голос срывался. Это было очень эмоционально».
«Она опередила свое время, будучи женщиной в мужском мире, — резюмирует Берг. – Это все еще битва за то, чем вы хотите заниматься. Желание иметь семью, делать людей счастливыми и избежать осуждения. Она постоянно беспокоилась о том, что подумают другие. Я видела уязвимую молодую женщину, которая всего лишь пыталась найти себя. Женщины в развлекательном бизнесе знают о рисках и берут ответственность на себя, но мы по-прежнему боремся за одни и те же вещи».