18 июля 1953 года еще никому неизвестный 18-летний Элвис Пресли зашел в здание Memphis Recording Service на Юнион-Авеню в Мемфисе, где располагалась студия Sun Records Сэма Филлипса, чтобы записать пару песен, «My Happiness» и «That’s When Your Heartaches Begin». Заплатив чуть менее $4, он вышел с ацетатным 10-дюймовым диском и переписал историю рок-н-ролла.
Согласно легенде (которая разнится от источника к источнику), диск был либо запоздалым подарком матери к дню рождения, либо расчетливым способом Элвиса привлечь внимание Филлипса, который впоследствии дал толчок его певческой карьере. Благодаря помощнице Филлипса, Мариан Кейскер, которая тогда записывала ленту и позже обратила внимание своего босса, выступление Пресли в конечном счете принесло ему контракт с Sun Records. Впоследствии этот контракт был продан звукозаписывающей компании RCA за беспрецедентные $40 000.
Конечно, эта цифра меркнет по сравнению с $300 000, которые «неизвестный покупатель» заплатил за оригинальный ацетат в январе этого года. Позже выяснилось, что покупку совершил музыкант и владелец звукозаписывающей студии Джек Уайт. Диск был продан с аукциона в Грейсленде и до этого находился в семье покойного одноклассника Пресли, Эда Лика, который якобы одолжил денег на запись.
После покупки Уайт тщательно перенес единственную в своем роде запись в цифровой вид. В дальнейшем лейбл Third Man Records планирует переиздать пластинку на 10-дюймовом виниле в День музыкального магазина, 18 апреля.
Переводом оригинальной записи в цифру занимался Алан Стокер (Alan Stoker), куратор музыкальной коллекции, которая хранится в нэшвиллском Зале славы кантри.
«Конечно, я понимаю, насколько это важная миссия, — рассказывает Стокер в интервью Rolling Stone Country. – Это что-то вроде Большого взрыва в рок-н-ролле. Я говорю не о конкретном диске, а о выступлении, которое было для Элвиса первым. Этот диск всего лишь документирует его выступление. Парень протянул мне диск, за который выложил $300 000, так что совершенно понятно, что я затаил дыхание. Было довольно много рутинной работы, но диск находился в отличном состоянии. Я не думаю, что его часто запускали. Они утверждали, что он хранился в банковском сейфе. Это вполне стабильная среда для пластинки. Настоящая проблема, когда диск валяется на чердаке или в подвале. Ацетат – это кусок метала с лаковым напылением. И если он валяется на чердаке, лак начинает расширяться или сжиматься, чего не скажешь о метале, поэтому возникает наружная трещина».
Стокер, взявший премию «Грэмми» в 2005 году с компиляцией «Night Train to Nashville», ранее переводил и архивировал первую запись «Квартета на миллион долларов» (Million Dollar Quartet), куда входил Пресли, Джерри Ли Льюис, Рой Орбисон и Джонни Кэш. Но помимо его одержимости музыкой и звукорежиссурой, Стокер может похвастаться еще одной связью с Королем рок-н-ролла. Его отец, Гордон Стокер, в свое время пел на бэк-вокале у Элвиса и появлялся на сотнях записей, включая телевизионное выступление на шоу Эда Салливана. Совершенно логично, что имя Элвиса упоминается в его разговоре довольно часто, и часы, проведенные с Джеком Уайтом над реставрацией записи, не были исключением.
«Закончив, мы немного поговорили о моей встрече с Элвисом, — говорит Стокер. – Он знал историю моей семьи, поэтому мы говорили об этом. Я впервые встретил Элвиса в 1960 году. Мне тогда было пять лет. Я познакомился с ним на поезде в Нэшвилле. Он как раз вернулся из армии и собирался поехать в Майами для съемок специального ТВ-выпуска с Фрэнком Синатрой. Группа ехала вместе с ним, и когда мы провожали моего отца, он разрешил мне зайти в поезд. У меня есть смутные воспоминания, которые все считают большим событием».
«Джек все делает правильно, — добавляет Стокер. – Он является важным спонсором и членом Национального фонда сохранения звукозаписей (National Recording Preservation Foundation), который входит в Библиотеку Конгресса. Он пожертвовал много денег, чтобы заложить этот фундамент, который помогает молодым людям узнавать о важности звукозаписи в истории Америки».
Оригинальную запись Элвиса Пресли можно будет увидеть в магазине Third Man Records в Нэшвилле в День музыкального магазина, 18 апреля.