Даже для группы, которая постоянно прокладывала новые пути, никогда не было ничего, сравнимого с «The Astonishing» — полномасштабной рок-оперой, монументальным концептуальным альбомом, который пионеры прог-метала DREAM THEATER выпустят 29 января на лейбле Roadrunner Records. Проще говоря, новый релиз полностью оправдывает свое название.
Знакомые элементы на месте: техническое мастерство, запоминающиеся мелодии, героические вокалы Джеймса ЛаБри, гитарные подвиги Джона Петруччи, сложные клавиатуры Джордана Рудесса, проворный бас Джона Маянга и яростные барабаны Майка Манджини. Но на этот раз Петруччи поставил свои композиционные и лирические навыки на службу фэнтезийному сюжету, где группа повстанцев пытается побороть репрессивную мощь империи, и сила музыки сыграет в противостоянии решающую роль. Вместо того, чтобы расположить песни друг за другом, Петруччи и Рудесс разработали особые звуки, удовлетворяющие разнородным параметрам и ситуациям, а также добавили повторяющиеся темы, чтобы выделить персонажей.
Подстегнув драму, DREAM THEATER укрепили «The Astonishing» полноценным оркестром, хором и неортодоксальными инструментами. Позади этой титанической работы стоял Дэвид Кэмпбелл, признанный дирижер и оркестровщик, работавший над фильмами и бродвейскими мюзиклами, а также сотнями золотых и платиновых альбомов Маккартни, RUSH, CHEMICAL ROMANCE и своего сына Бека Хэнсена.
«Они знали, что делают, — говорит Кэмпбелл по телефону из Лос-Анджелеса о музыке, которую он превратил из амбициозных демо в полноценные оркестровые партитуры. – Неважно, что они думали об этом, но когда все было уже сказано и сделано, и мы воспроизвели это для реальных людей, музыка действительно работала». «Несмотря на его опыт, несмотря на все фильмы и записи, которые он сделал, по его словам, это самый большой проект, — добавляет Петруччи из Лондона.
Далее гитарист-виртуоз рассказал в интервью журналу Rolling Stone о том, что привело его к пластинке «The Astonishing», и чего он надеется с ней добиться.
Что привело к двойному лонгплею «The Astonishing»? Не просто к созданию концептуальной рок-оперы, но и написанию подробного сюжета?
Идея создания концептуального альбома казалась участникам группы правильной. Последний мы выпустили около 15 лет назад [1999’s «Metropolis Pt. 2: Scenes From a Memory»], и сейчас действительно казалось, что настало нужное время. Я понимал, что для того, чтобы претворить проект в жизнь, нам в первую очередь требовалась история, потому что если базировать альбом на какой-то смутной концепции, в итоге получится нечто произвольное. Меня это не интересовало вообще. Я хотел написать не просто концептуальный альбом, но и полноценное шоу. История должна была захватывать. Нам нужен сюжет, интрига, место действия, персонажи, карты.
Это началось примерно два с половиной года назад, и потребовался целый год, чтобы я собрал историю и представил ее остальным. Я хотел описать что-то знакомое, поэтому музыка должна была играть свою роль в истории. Я огромный поклонник научной фантастики и фэнтези, так что в моей голове было хорошее представление о том, к чему я стремлюсь. Но мне приходилось погружаться в историю, пересматривать ее снова и снова, работать над ней каждый день, пока не появилось что-то цельное.
Полагаю, вы подготовились к сравнениям вроде «Hemispheres» встречает «Голодные игры», но следует совершенно уйти от этого, чтобы ощутить, что вы отражаете свои мысли о коммерческой музыкальной индустрии.
Кроме основной сюжетной линии здесь есть главная тема. Наблюдая за тем, как робототехника захватывает рабочие места и люди устаревают, а развитие электронной музыки становится более продвинутым, возникает мысль: А что если музыка больше не будет производиться людьми в принципе? Что если такая необходимость у людей отпадет, потому что какой-нибудь искусственный интеллект сделает это за нас? Что тогда случится с обществом? Это основная тема; есть сопоставление всей этой шумной музыки, сделанной Грохочущими Машинами (Noise Machines), искусственным интеллектом, и музыкой, которую играют DREAM THEATER с использованием реального пианино, реального органа, настоящего оркестра, хора и инструментов.
Были конкретные альбомы других коллективов или исполнителей, которые подтолкнули вас к такому масштабному проекту?
Мы можем уйти так далеко, как далеко может увести нас фантазия. Речь не только об альбоме и самостоятельном шоу. Это может быть новелла, фильм или мюзикл – куча разных вещей. Единственное, что крутилось в моей голове – это «The Wall» PINK FLOYD – где помимо альбома был фильм, анимация и захватывающее шоу.
В то же время я намеренно не хотел думать о других концептуальных альбомах или операх. Я отталкивался скорее от других историй, брал все любимое от произведений вроде «Звездных войн», «Властелина колец», «Голодных игр», «Отверженных», «Иисуса Христоса» и фильмов Disney – и пытался рассмотреть элементы, которые делают эти произведения такими особенными и значимыми в нашей жизни.
Когда ты показал задумку группе и звукозаписывающей компании, кто-нибудь смотрел на тебя так, будто ты, наконец, сошел с ума?
[Смеется] Возможно, они думали об этом. Но я расписал все в деталях, потому что возникает много вопросов. И ребята полностью поддержали идею, согласившись, что это прекрасное время для проекта. Мысленно все были готовы. С первой встречи представитель Roadrunner Дэйв Рат (Dave Rath) на 100% отдался делу, стоило лишь расписать общие детали и озвучить название. Участие и благосклонность всей команды Roadrunner были невероятными. В каждом из нас просыпается скрытый ботаник, которому нравятся подобные штуки [смеется], потому что это весело, это отличается от всего. С творческой точки зрения открывается масса возможностей.
Каким был процесс в практическом плане?
Из-за огромного объема музыки каждый шаг скрывал под собой огромный процесс. Не думаю, что у меня оставалось время на что-то еще в течение последнего года [смеется]! Чтобы сделать все правильно, я должен быть сосредоточен. Джордан и я писали музыку в духе настоящего прогрессивного саундтрека. То есть, никто не говорил: «Давай напишем песню. Вот тебе первый припев». Мы смотрели на историю и думали: «Что здесь происходит? Где происходит?». Мы должны были убедиться, что мифология верна, что время просчитано правильно. И так было на каждом уровне – когда мы подключили к работе Дэвида Кэмпбелла, когда писали песни, когда проверяли песню, проверяли персонажей, создавали обложку и карту, все эти города и дороги – каждый элемент и слой требовал большой организации и сосредоточенности.
На что был похож процесс сотрудничества?
Джордан и я писали демо упрощенным способом – метроном, фортепиано, гитара и некоторые оркестровки, которые Джордан делал, используя библиотеку сэмплов и синтезаторов. Получив все эти довольно сложные демо с библиотеками звуков и MIDI-информацией, мог работать Дэвид. Конечно, это далеко не идеальная ситуация, потому что не было ни одного вокала, барабанов и текста. Была лишь история, демо и оркестровки. В некоторых случаях он переписывал то, что мы сделали, и регулировал материал в соответствии с тем, что подходит для оркестра и хора. Он часто менял материал. Он использовал свой опыт, чтобы песни многократно выросли, а также прописывал собственные оркестровки для треков, которые мы, возможно, оформили по минимуму – «The Answer» является отличным примером.
Как вы работали с Джеймсом над персонажами? Ты, по сути, направлял его?
Я честно признаюсь и скажу это снова: Не думаю, что на свете есть еще одни вокалист, который может сделать такую работу. Думаю, ему требуется серьезная терапия – кажется, есть только один не поющий персонаж, и он сыграл каждого из них [смеется]. В целом, я давал ему описания персонажей и подход, которым следует руководствоваться. Например, я говорил: «Для Гэбриэля, на мой взгляд, ты должен звучать как 25-летний Джеймс ЛаБри». Фэй (Faythe) – это женский персонаж, поэтому я хотел, чтобы он звучал как женщина. Арабелль (Arabelle) – это старая женщина, поэтому я говорил: «Ты должен звучать мудро. Что касается Нефариаса (Nefaryas) – придай ему гнев и вовлеченность, будь немного придирчивым». Но он брал эту информацию и придумывал что-то собственное. На самом деле, вокал записывался в Канаде, в студии Рича Чики (Rich Chycki); там были только Джеймс и Рич. Я мог слушать сессии удаленно, но Джеймс этого не хотел; он хотел конфиденциальности, когда экспериментировал и исследовал персонажей. Возможно, он пел партию Архуса (Arhys), командира повстанцев, и в таком случае я говорил: «Джеймс, если это его партия, тебе стоит добавить немного мощи, потому что он должен быть настоящим командиром». Он был настолько открыт для всего. Конечный результат, учитывая, что у нас не было никаких приглашенных вокалистов, действительно впечатляет. Я благодарен ему за веру в проект и за выдающиеся артистические достижения.
Вы будете играть «The Astonishing» в полном объеме в следующем году. Я в меньшей степени думаю про пластинку «The Wall», но вспоминаю о том, как были изнурены поклонники IRON MAIDEN, когда группа выступала с альбомом «A Matter of Life and Death» в 2006 году. Вы обеспокоены приемом?
Я не волнуюсь, потому что мы очень прозрачны в этом плане. Мы четко выделяем «The Astonishing Live» и рассказываем людям, что концерты будут проходить в специальных сидячих театрах и симфонических концертных залах. Мы представляем эти шоу как нечто самостоятельное, отдельное мероприятие. DREAM THEATER гастролируют уже целую вечность; мы выступали на стадионах и аренах, в спортивных залах и ледовых дворцах. Сейчас мы хотим, чтобы тур отличался. Учитывая, что они обо всем знают, вряд ли кто-то будет критиковать нас со словами: «Почему они не играют «Pull Me Under»?». Они будут знать совершенно все о том, что мы делаем.
Собираетесь ли вы увеличивать численность группы для концертов?
Мы не будем этого делать. Если речь зайдет о съемке DVD или выступлении в особенном месте, может появиться оркестр и хор. Но нам потребовалось немало усилий и времени, чтобы создать визуальные эффекты. Это будет не просто звуковой опыт, но и визуальное шоу. Мы хотим создать ощущение фильма, пока группа будет играть саундтрек вживую.
Не планируете представить «The Astonishing» на Бродвее?
Мы думали о такой возможности. THE WHO сделали это с «Tommy», GREEN DAY – с «American Idiot». Почему бы и нет? Это было бы замечательно. Я хотел бы, чтобы это случилось. Все элементы на месте, ингредиенты присутствуют. Эй, это ведь может быть новый киномюзикл от Disney [смеется]! Стремимся вверх, и небо не предел!
Треклист «The Astonishing»:
01. Descent Of The NOMACS
02. Dystopian Overture
03. The Gift Of Music
04. The Answer
05. A Better Life
06. Lord Nafaryus
07. A Savior In The Square
08. When Your Time Has Come
09. Act Of Faythe
10. Three Days
11. The Hovering Sojourn
12. Brother, Can You Hear Me?
13. A Life Left Behind
14. Ravenskill
15. Chosen
16. A Tempting Offer
17. Digital Discord
18. The X Aspect
19. A New Beginning
20. The Road To Revolution
Act II
01. 2285 Entr’acte
02. Moment Of Betrayal
03. Heaven’s Cove
04. Begin Again
05. The Path That Divides
06. Machine Chatter
07. The Walking Shadow
08. My Last Farewell
09. Losing Faythe
10. Whispers In The Wind
11. Hymn Of A Thousand Voices
12. Our New World
13. Power Down
14. Astonishing