Несгибаемые поклонники Ронни Джеймса Дио, которые в минувшие выходные собрались в Германии на мегафестивале Wacken Open Air, чтобы лицезреть группу его бывших товарищей, столкнулись с неожиданным сюрпризом: Театрализованным выступлением Дио в формате голограммы. Возрожденная легенда с первых минут закричала «Мы играем рок!», знаменитый гимн 1984 года, и вскинула руки в фирменную «козу». Тем не менее, компания, которая организовала перформенс, надеется, что шоу с участие голограммы будет лишь первым из многих.
Выступление разрабатывалось больше года; в его создании принимали участие десятки людей из различных областей музыки и высоких технологий. Конечной целью было создание цифровой версии фронтмена, которая могла бы гастролировать с DIO DISCIPLES – своим существованием группа стремится возродить музыку вокалиста.
Когда они рассказывают в интервью Rolling Stone о том, как создавалось выступление в городке Вакен – начиная от концепции и заканчивая хореографией – каждый из них по отдельности поражается конечному результату. «На моих глазах проступили слезы, когда я увидела его впервые, — говорит Венди Дио, вдова солиста, которая сейчас распоряжается его наследием. – Было довольно страшно. Вся наша команда, увидевшая его на репетиции, умывалась слезами. Это просто потрясающе».
Гитарист DIO DISCIPLES Крейг Голди, который присоединился к оригинальной группе Дио в 1986 году и в общей сложности провел с вокалистом более двадцати лет, тоже впервые увидел голограмму на репетиции. «Это было очень сюрреалистично, — объясняет он. – Я мог видеть его – я видел, как он двигался и как пел – но я не мог прикоснуться к нему. Было очень фантастичное ощущение. Он почти был среди нас».
Джефф Педзути (Jeff Pezzuti) – генеральный директор компании Eyellusion, которая сделала возможным появление голограммы – пришел в цифровой бизнес после выступления Майкла Джексона на Billboard Music Awards в мае 2014 года.
Он понял, что можно сосредоточиться не только на зрелищном аспекте, но и на концертном опыте. «По мере того, как менялась музыкальная индустрия, гастроли стали основным источником дохода, — говорит он. – Когда я основал Eyellusion, стало понятно, что мы должны сфокусироваться как раз на живом музыкальном рынке».
Так он начал встречаться с менеджерами, представлявшими артистов различных жанров, и мгновенно наладил связь с Венди. Педзути добавляет, что Ронни был, «возможно, моим фаворитом». Он вспоминает концерт DIO 1985 года, когда группа гастролировала с пластинкой «Sacred Heart»: «Я изменился раз и навсегда».
«Я слышала о голограмме Тупака и так далее, но идея о первом живом концерте с группой интриговала», — добавляет Венди. Вместе они работали над созданием максимально подлинного опыта. Они использовали реальные записи, выделив вокальные треки Ронни, и собрали тысячи фотографий и видео, чтобы захватить музыканта без привязки к какой-либо конкретной эпохе.
«Мы чествуем Ронни в самом расцвете сил, — говорит Педзути, отдающий, при этом, предпочтение эпохе 80-х. – Думаю, так мы ближе всего подбираемся к реальному Дио».
«Когда я впервые узнал о том, что разрабатывается голограмма Дио, я подумал: «Разве это возможно?», — добавляет основатель фестиваля Wacken Томас Йенсен. – Мы все что-то об этом слышали, но Eyellusion и DIO DISCIPLES готовили нечто совершенно оригинальное». Йенсен понял, что голограмма создаст шумиху и будет близка фестивалю, который ежегодно собирает до 75.000 металлистов.
«У нас есть лояльная аудитория, — говорит он. – Они любят Ронни. К тому же мы все фанаты DIO DISCIPLES и всегда рады видеть их на сцене. Но новый элемент шоу, безусловно, повысил интерес. Имело смысл отдать им главную сцену, чтобы голограмму Ронни Джеймса Дио могли наблюдать все гости мероприятия».
Педзути не может сравнивать Дио и Майкла Джексона. За помощью он обратился к Чеду Финнерти (Chad Finnerty) из Digital Frontier FX, который работал над «невероятно подвижной» и «внешне безупречной» визуализацией. Они снимали выступление в формате 4К и создали итоговый файл, который содержит около 17.000 кадров.
«Файл действительно разросся», — говорит он со смехом.
Тем не менее, сама установка и настройка голограммы на Wacken, по его словам, была гораздо проще – весь процесс укладывался в 30 минут.
«Мы работали над самим выступлением, — добавляет Голди. – Есть определенные вещи, которые нужно было научиться делать правильно, вроде игры под метроном. Голограмма синхронизирована со звуками его голоса из конкретного выступления, поэтому наше шоу должно дублировать его. Я сочувствую [ударнику] Саймону [Райту], потому что он должен был слушать удары метронома в наушниках постоянно. К тому же мы не можем стоять на одном месте; это должно восприниматься как выступление, так что мы отрабатывали хореографию и взаимодействие».
Что касается песни «We Rock», Венди говорит, что в списке также была композиция «Rainbow in the Dark». «Она пришла на ум самой первой, — отмечает она, — но «We Rock» всегда звучала в конце его шоу. Я чувствовала, что так будет правильно».
В будущем «Ронни» может сыграть больше песен, а само выступление на Wacken Open Air стоит рассматривать скорее как тизер сотрудничества Eyllusion и DIO DISCIPLES.
Педзути надеется, что они сумеют вместить в перформенс от шести до двенадцати треков. «Речь не идет о турне голограммы, — поясняет он. – Для меня это обычное турне». Они планируют запустить гастроли в следующем году.
Погрузившись в концертную индустрию, Eyellusion уже налаживают связи с другими ветеранами музыки. Венди познакомила Джеффа с Тоддом Сингерманом, менеджером MOTÖRHEAD и ANTHRAX, а он, в свою очередь, связал его с Кенни Ароноффом, который играл с Джоном Мелленкампом и Джоном Фогерти. Сейчас они ведут переговоры о создании голограмм для других артистов (Когда журнал Rolling Stone спрашивает о возможном появлении Лемми, Педзути уклоняется от ответа: «Что ж, посмотрим. Официально объявлять нечего, но я понимаю, что у вас свои наблюдения»).
Джефф также надеется расширить сферу применения голограмм и донести технологию до молодых и живых коллективов, которые смогут транслировать свое выступление в любое место, где установлено оборудование Eyellusion.