О том, как шведская группа и певица из Бруклина создали пьянящий шедевр

CULT OF LUNA и Джули Крисмас обсуждают новый альбом «Mariner», вдохновленный «путешествием в никуда»

CULT OF LUNA

Йоханнес Перссон (Johannes Persson), гитарист и вокалист шведских металлистов CULT OF LUNA, впервые встретился с певицей Джули Крисмас (Julie Christmas) в сентябре прошлого года, когда его группа играла одно из немногих американских шоу в концертном зале Gramercy Theatre в Нью-Йорке.

Базирующаяся в Бруклине Крисмас, сделавшая себе имя в качестве многогранной фронтледи MADE OUT OF BABIES и BATTLE OF MICE, тоже присутствовала в клубе. Тем вечером дуэт впервые проводил время вместе, даже несмотря на то, что они уже записывали совместный альбом «Mariner» примерно в течение года.

«Думаю, к тому моменты мы были на полпути, — вспоминает Крисмас в новом интервью Rolling Stone. – Знаешь, интернет изменил все. Ты можешь работать с людьми по всему миру, даже не зная их лиц». Она смеется, а затем слегка подтрунивает над новыми скандинавскими партнерами: «Или не зная, как произносятся их имена!».

Перссон, в свою очередь, давно интересовался сотрудничеством с Крисмас. Корни их совместной работы уходят на несколько лет назад, когда CULT OF LUNA курировали лондонский фестиваль под названием Beyond the Redshift. Перссон и его товарищи пригласили Крисмас, тогда работающую в качестве сольного исполнителя, чтобы она сыграла сет. «Она не могла выступить, но мы обменялись телефонами, решив сделать что-нибудь вместе, — говорит он. – Мне просто нравится ее голос. Она может перейти от мягчайших мелодий к дикому воплю. Диапазон ее голоса поражает».

Этот невероятный голос добавляет еще один оттенок – а учитывая ее вокальную ловкость, множество оттенков – и без того слоистому звучанию CULT OF LUNA на диске «Mariner». Седьмой полноформатник шведской команды, подобно остальной части каталога CULT OF LUNA, становится захватывающей и динамичной поездкой с пятью эпичными треками общей длительностью более 50 минут. Этот подход, наградивший группу пометкой «пост-метал», имеет множество общего с другими тяжелыми бандами (вроде NEUROSIS и ISIS), которые имеют тенденцию к атмосфере и эмбиенту, нежели куплетам и припевам, разрастанию и затенению, нежели хукам и краткости.

Как говорит Перссон: «Мы никогда не считали себя частью какого-то жанра. Во всяком случае, мы пришли из панка и хардкора, и это единственное, к чему мы чувствуем причастность. Когда мы выпустили первый альбом [2001’s «Cult of Luna»], я даже не знал о существовании какой-то «пост-сцены». Но я полагаю, что люди нуждаются в категоризации. Это информация для потребителей. Нам не обязательно собираться и говорить: «Так, давайте запишем пост-метал-альбом». Мы просто пишем песни».

Когда пришло время писать «Mariner», группа по обыкновению обосновалась в студии неподалеку от своей малой родины Умео на восточном побережье Швеции. Затем они связались с Крисмас и отправили ей демо треки, после чего певица написала свою часть лирики и записала вокалы с продюсером Эндрю Шнайдером (Andrew Schneider) в бруклинской студии Coney Island Studios. «Мы как раз выясняли, как работать вместе презрев океанические пространства и временные рамки», — говорит Крисмас.

Это междугороднее партнерство основывалось на определенном доверии к художественному видению друг друга. Не стоит забывать, что CULT OF LUNA склонны вкладывать в каждую запись некую концепцию – так, пластинка 2006 года «Somewhere Along the Highway» была «ритуальным опытом, вдохновленным нашим воспитанием», говорит Перссон, тогда как «Vertikal» (2013) исследовал городские и индустриальные темы, нашедшие отражение не только в текстах, но и в суровой, механизированной инструментальной атаке. Между тем, заявлялось, что «Eternal Kingdom» (2008) будет основан на сочинениях шведского психбольного – этот факт оказался обманом. «Это была явная ложь, — признается Перссон. – Но каждая группа когда-нибудь врет».

Что касается «Mariner», тут CULT OF LUNA обращаются к космосу – «путешествию в неизвестное», как говорит фронтмен. «Мы так и сказали Джули: «Смотри, вот чем мы вдохновились. Но все, что ты сделаешь с лирикой – это твое дело». Я не был до конца уверен, что она приспособится. Если честно, я даже не знал, станет ли она нас слушать. Но я не стал задавать лишних вопросов. Я не хотел творческого беспорядка». Крисмас подтверждает его слова. «Йоханнес сказал: «Делай, что хочешь», — говорит певица. – Это идеальный вариант. Они рассказали свою концепцию, а затем я делала то, что собиралась сделать».

Несмотря на длинный творческий поводок, результат звучит очень сплоченно.

В некоторых местах, включая кислотный «Chevron» и более эфирный «The Wreck of the S.S. Needle», вокал Крисмас оказывается в центре внимания, пока она использует множество голосов, от мягкого и уязвимого до рваного и бешеного – постоянные музыкальные сдвиги лишь дополняют эту дихотомию. В других композициях, вроде «A Greater Call», ее участие более экономное – ее высокий голос звучит контрапунктом к грубому амелодичному реву Перссона. В остальное время вокалисты звучат вместе, как это происходит на последних минутах закрывашки «Cygnus», где они бросаются пересекающимися фразами, пока музыка рвется в кульминационном безумии.

«Это моя любимая часть, и все дело как раз в вокалах Джули», – говорит Перссон о концовке «Cygnus». Возвращаясь к общей теме альбома, он добавляет: «То, что мы пытались донести в последние несколько минут – это переход через внешние границы пространства. Вдохновением стали «Звездные врата» в «Космической одиссее 2001 года». Именно так мы представляем себе пересечение окончательного предела Вселенной. После этого мы окунаемся в темноту и исчезаем в конце записи…».

Что насчет дальнейшего сотрудничества CULT OF LUNA и Крисмас? Обе стороны говорят, что полного тура в поддержку «Mariner» не будет. «Трудно собрать шесть человек за 30 с детьми и работой», — объясняет Перссон. Тем не менее, Крисмас надеется выступить на избранных фестивалях в этом году. «Мы все этого хотим, — говорит она. – Осталось проработать детали и найти подходящее время и место».

При этом Крисмас планирует продолжить собственный творческий путь. «Каждый раз, когда я берусь за один проект, появляется еще пять новых, а потом я лажаю, и они все пропадают, — говорит она со смехом. – Но сейчас происходит кое-что интересное. Посмотрим, удастся ли мне ухватиться за один из них и все не разрушить».

Перссон сообщает, что CULT OF LUNA вскоре начнут работать над идеями для продолжения «Mariner», и у них уже есть крепкая концепция. «Последние записи были непрерывным путешествием из дебрей к небу. Но я уже знаю, чем мы займемся после».

Альбом «Mariner» выйдет 8 апреля на лейбле Indie Recordings.

CULT OF LUNA, Mariner

Напиши, что думаешь