Ad in Arcadia ego. Криса Корнелла, незаменимого вокалиста SOUNDGARDEN, AUDIOSLAVE и TEMPLE OF THE DOG, не стало 17 мая 2017 года. По злой иронии, еще один представитель «сиэтловской четверки» скончался практически в тот же день и таким же образом, как лидер культовой британской группы JOY DIVISION.
Воистину, «они продолжают звать» нас, о чем пророчествовал Йен Кертис.
Но там, где кончается жизнь, начинается музыка. Таков завет африканских предков музыкального жанра, на волнах которого Корнелл лавировал между классической рок-драмматикой и настырным панк-роком. Он был неподражаем. «Когда кто-нибудь отправляет мне музыку на манер SOUNDGARDEN, я всегда слышу простой сладжевый рифф и вокал, визгливый и истеричный. Ужасно звучит», — сказал как-то Крис.
Список из восьми песен напомнит, почему так сложно дотянуться до его таланта.
1. «Beyond the Wheel», SOUNDGARDEN (1988)
В предгранжевый период Крис Корнелл сделал все, чтобы его зауважал даже Роб Хэлфорд. Эта вокальная пиротехника, в буквальном смысле неповторимая, была доказательством того, что Корнелл легко чувствовал себя на всех концах рок-н-ролльного нефа, будь то взрывной хэви-метал или готическая меланхолия.
2. «Hunger Strike», TEMPLE OF THE DOG (1991)
Посмотрите значение слова «октава» в любом словаре, и вы увидите ссылку на выступление Корнелла с одним из крупнейших хитов TEMPLE OF THE DOG «Hunger Strike». Возвышаясь над пением Эдди Веддера, бэк-вокал Корнелла отправляется в стратосферу. «Успех или жажда наживы никогда не изменят того, что я делаю», — говорил певец, но «Hunger» остается лакмусовой бумажкой для всего гранжа.
3. «Slaves and Bulldozers», SOUNDGARDEN (1991)
Пойте каждую ноту в такт, гласит бессмертное вокальное правило. Это покажет эластичность ритма и усилит эмоциональное напряжение до предела. Принс славился этой техникой, и Корнелл повторил успех своего покойного вдохновителя, создав мощный напор в третьем куплете «Slaves and Bulldozers», который разрешается с кульминационным повторением «Now. I. Know. Why. You’ve. Been. Ta-ken».
Впечатляющая архитектура голоса является неотъемлемой частью его наследия, но в ней не осталось бы смысла, если бы Корнелл не умел ей верно воспользоваться.
4. «Birth Ritual», SOUNDGARDEN (1992)
Ауттейк «Badmotorfinger» — это одна из двух песен SOUNDGARDEN, написанных к фильму «Одиночки» 1992 года. Корнелл использует мощь голосовых связок с первой строчки, а в припеве легко модулирует к более высокому диапазону, чтобы удвоить подачу в «ритуальном» отрывке и отправить последний слог прямо на небеса.
Краеугольный камень — это контроль вокалиста над каждой строчкой: его энергия осторожна, математически выверена, но абсолютно искренна и автократична.
5. «The Day I Tried To Live», SOUNDGARDEN (1994)
Иногда гранж описывают как инкубатор для разгильдяев, но SOUNDGARDEN доказали, что даже маргинальные мантры можно петь с бешеной силой. «The Day I Tried To Live» — это песня о том, как трудно покинуть свой дом. Рефлексивные люди в курсе, что иногда это путешествие достойно настоящей кинофраншизы от Питера Джексона.
На протяжении пяти с лишним минут Корнелл ведет борьбу с оковами и цепями, окутывая всех слушателей своими животными воплями и обескураживающим хриплым вибрато.
6. «Burden In My Hand», SOUNDGARDEN (1996)
После прорыва «Superunknown» SOUNDGARDEN отступили от эпического посыла и выпустили альбом «Down on the Upside», но вокалы, напротив, взлетели еще выше. Достаточно взглянуть на балладу «Burden In My Hand», один из самых крупных хитов группы по сей день. Гитарист Ким Тайил однажды назвал ее реинкарнацией «Hey Joe» периода 90-х: «При всем моем уважении, даже Джими Хендрикс не смог бы так вытянуть».
7. «Cochise», AUDIOSLAVE (2002)
Супергруппа AUDIOSLAVE явилась миру с песней «Cochise». На исходе третьей минуты Корнелл вступает на территорию того, что всем фанатам известно как «Cochise Scream», а затем на протяжении 20 невероятных секунд нарушает вековой ход теллурических токов и выдает один из величайших воплей в истории рок-н-ролла.
8. «Shadow on the Sun», AUDIOSLAVE (2002)
«Shadow on the Sun» — это песня-пророчество. Она вселяет уверенность, что Корнелл отправился вдоль солнопутья к центру нашей системы, чтобы рухнуть в объятия первой из сефирот и раствориться в лучах заходящего солнца. Немногие песни демонстрируют его диапазон, его голос, скачущий от горловых расщелин до припадочных визгов, настолько эффектно.
Будь то бридж или кода, экзистенциональная печаль Корнелла разгорается до предела, испепеляя все на своем пути.