Примерно за неделю до смерти, когда подходило время релиза «Blackstar», Дэвид Боуи связался со своим давним другом и продюсером Тони Висконти с помощью FaceTime и сказал ему, что хочет записать еще один альбом.
На этой неделе, оказавшуюся последней в его жизни, он записал пять свежих демо и очень хотел вернуться в студию в последний раз. Еще в ноябре Боуи узнал, что болен раком в терминальной стадии, как утверждает Висконти, однако во время последнего разговора не было никаких признаков уходящего времени.
«В этой стадии он планировал продолжение «Blackstar», — говорит Висконти, продюсер альбома, в интервью Rolling Stone. — Я был взволнован. Он думал, что у него есть хотя бы несколько месяцев. Очевидно, что если он с воодушевлением брался за новый альбом, то рассчитывал на пару месяцев. Конец наступил очень быстро. Я не в курсе этого. Не знаю точно, но, вероятно, он заболел сразу после звонка».
Висконти работал с Боуи начиная со «Space Oddity» (1969) и стал продюсером ключевых альбомов, как то «The Man Who Sold the World» (1970), «Low» (1977), «Scary Monsters (and Super Creeps)» (1980) и неожиданное возвращение «The Next Day» (2013).
Впервые Висконти узнал о болезни Боуи год назад, когда последний появился на сессиях звукозаписи «Blackstar» в Нью-Йорке. «Он только прошел процедуру химиотерапии, у него не было бровей и волос на голове, — добавляет продюсер. – Невозможно удержать это в тайне от группы. Он честно признался мне, и у меня перехватило дыхание, когда мы сидели лицом к лицу и говорили об этом».
Примерно в середине 2015 года прогнозы улучшились. «Он был оптимистичен, потому что химиотерапия работала, — говорит Висконти. – В какой-то момент в середине прошлого года наступила ремиссия. Я был взбудоражен, но он слегка опасался: «Не празднуй так скоро. Сейчас ремиссия, но скоро все будет ясно». Он продолжил курс химиотерапии, и я подумал, что все будет в порядке. Но в ноябре болезнь вернулась. Рак распространялся по всему телу, и это было уже неизбежно».
К ноябрю Боуи закончил «Blackstar». Но еще во время работы Висконти заметил тон некоторых текстов и сказал: «Ты хитрый ублюдок. Ты пишешь прощальный альбом». Боуи просто рассмеялся в ответ. «Он был настолько смелым и мужественным, — говорит Висконти. — Он был невероятно энергичным для человека, который болел раком. Он никогда не показывал страха. Он думал только о создании альбома».
По словам Висконти, слухи о дополнительных проблемах со здоровьем после сердечного приступа в 2004 году и информация о диагностике рака 18 месяцев назад могут оказаться ложными. «Когда я встречался с ним в 2008 или 2009 году, он набрал немного веса, — говорит Висконти. — Он выглядел крепким. Его щеки были румяными. Он не болел. Он принимал лекарства для сердца. Но это нормально для людей в 50 или 60 лет. Многие принимают сердечные лекарства и живут долгую жизнь. Он справлялся очень, очень хорошо». В период между сердечным приступом и выпуском предыдущего альбома «The Next Day» (2013) Боуи даже брал уроки бокса.
Висконти узнал о смерти Дэвида, когда находился в дороге с трибьют-проектом HOLY HOLY, где играет бывший ударник THE SPIDERS FROM MARS Мик «Woody» Вудмэнси. «Мы обсуждали, стоит ли нам продолжать тур, потому что все были ошарашены, — добавляет продюсер. – Понедельник был худшим днем в моей жизни. Но группа все взвесила и решила: «Мы музыканты, и это то, что мы делаем. Дэвид хотел бы этого». Мы впервые выступили после его смерти вчера вечером перед восторженной аудиторией Торонто. Некоторые люди плакали, но другие улыбались и хлопали. Слушай, это был замечательный опыт, признающий и празднующий его жизнь».