Элис Купер и Джо Перри имеют полное право казаться изможденными. Каждый из них продал миллионы пластинок и записал на свой счет не один десяток хитов на протяжении минувших десятилетий. Но в их глазах все еще мелькает свет, когда они говорят о совместных приключениях и записи с одним из героев детства. «Пол Маккартни просто открыл кейс и достал свой леворукий бас Hofner, самую известную гитару в мире, — говорит Купер с ухмылкой. – Мы стояли вокруг и смотрели на него как Индиана Джонс на диковинный артефакт. Наши лица растаяли».
«Он сказал: «Вот. Держи. Все в порядке», — продолжает гитарист AEROSMITH. – У меня действительно был шанс подержать его. Как будто это Святой Грааль». «Пол добавил: «Это просто кусок дерева» — и начал играть. Святой скотче! — Купер возвращается к своей уверенной манере. – Этот бас напоминает о том, как мы начинали».
Оба рокера часто думали о прошлом, пока работали над дебютным альбомом HOLLYWOOD VAMPIRES, супергруппы, которую они сформировали вместе с Джонни Деппом. И хотя запись содержит два кровожадных оригинальных трека (не считая отрывка из «Дракулы», который читает покойный Кристофер Ли), в основе коллекции лежит набор бескомпромиссных каверов на THE WHO, LED ZEPPELIN, THE DOORS, Джими Хендрикса, Джона Леннона и прочих сверстников. Маккартни остановился в доме Деппа, где вся компания записала трек «Come and Get It», первоначально написанный участником THE BEATLES для группы BADFINGER в 1969 году, но это не все сюрпризы. На альбоме, который выходит 11 сентября, также появятся Джо Уолш, солист AC/DC Брайан Джонсон, Дэйв Грол, Слэш и Перри Фаррелл среди прочих.
«Мы начали играть в одном возрасте», — говорит удивительно веселый 69-летний шок-рокер, указывая на Перри, который на три года младше его. Музыканты сидят на диване с видом на Манхэттен, и хотя время далеко не вампирское (9 часов утра), оба довольно бодры и готовы разобрать проект HOLLYWOOD VAMPIRES по косточкам в беседе с журналистом Rolling Stone. «Мы выучили два первых альбома STONES, два альбома YARDBIRDS и THE KINKS, — продолжает певец. – Так мы научились играть, а после изобрели ALICE COOPER, а ты изобрел то, что впоследствии стало AEROSMITH. Теперь, когда мы играем эти песни, получается довольно легко».
Легко это оказалось и для 52-летнего Деппа, который встретил Купера в 2011 году на съемках фильма «Мрачные тени» Тима Бертона, где актер прозорливо играл вампира, а Купер предстал в образе другого вымышленного злодея: себя самого. Разговорившись, артисты нашли много общего, в том числе любовь к блюзу и «Британскому вторжению». Актер, зажигавший на сцене задолго до дебюта в фильме «Кошмар на Улице Вязов» (1984), впервые взял в руки гитару в 12 лет, после чего украл книгу с аккордами, бросил школу спустя три года и переехал из Флориды в Лос-Анджелес, чтобы выступать на разогреве у Игги Попа и TALKING HEADS с попсовой командой Новой волны THE KIDS. Между делом, видео, где группа играет кавер «What I Like About You» ROMANTICS в 1982 году, все еще можно найти в интернете. Когда Купер пронюхал, что Депп до сих пор играет, он пригласил его на лондонский концерт в клубе 100 Club, где звучали хиты «I’m Eighteen» и «School’s Out».
«Он пришел и сыграл с нами, и он знал почти все, — решительно настаивает Купер. – Что бы ни выкрикивали люди, он это знал. «Brown Sugar»?. Легко. Мы поняли, что этот парень умеет играть». Актер, отсутствующий в этом интервью, с недавнего времени активно участвует в музыкальной жизни, включая концерты Мэрилина Мэнсона, AEROSMITH, Патти Смит и Джина Симмонса. После джема с Купером он пригласил певца «Feed My Frankenstein» в свой дом. «Мы подумали: «Давай сделаем альбом», — продолжает Купер. – Я никогда раньше не записывал альбом каверов, поэтому предложил: «Можно сделать кое-что в честь покойных собутыльников, в честь ребят, с которыми мы обычно выпивали и которые сейчас мертвы».
В начале 70-х Купер был участником питейного клуба под названием Hollywood Vampires, который собирался в обители Сансет-Стрип, клубе the Rainbow. «Это был Гарри Нильссон, Джон Леннон, Кит Мун и куча парней, — говорит Купер. – Я сказал Джонни: «Они все мертвы. Давай почтим их память». Когда это произошло, Перри жил в имении Деппа, работая над мемуарами «Rocks: My Life In and Out of Aerosmith», которые вышли в прошлом году. «Я жил буквально за соседней дверью, недалеко от его студии, — говорит гитарист. – Заканчивая книгу, я бродил по окрестностям, пока они играли сессии. Джонни сказал: «Эй, хочешь присоединиться?». Это было великолепно. Я чувствую себя почетным членом, потому что присоединился последним».
«Джо спустился к нам и начал играть. Я подумал: «Прямо как настоящая группа», — соглашается Купер. – У нас есть два поющих гитариста. Теперь осталось найти барабанщика и басиста. Потом стали появляться другие. Мы просто зажигали».
Оригинальные Hollywood Vampires, друзья Купера, устраивали попойки в начале 70-х, когда шок-рокер взлетел на вершину с хитами «School’s Out» и «No More Mr. Nice Guy». Его собутыльниками долгие годы были Джими Хендрикс и Джим Моррисон, однако на пике активности клуб включал Ринго Старра, Мики Доленза (THE MONKEES) и сонграйтера Берни Тапина, а также Муна, Нильссона и, периодически, Леннона.
Клуб The Rainbow даже выделил музыкантам личный лофт, отмеченный специальной дощечкой с надписью: «Логово Голливудских вампиров». В качестве президента выступал Купер, неприлично много выпивавший в те времена, тогда как Муну досталась почетная должность вице-президента.
«Мы регулярно собирались в The Rainbow, потому что хотели увидеть представление от Кита, — говорит Купер. – Он тратил много времени, чтобы нарядиться. Однажды он предстал в полном обмундировании королевы Англии. Через две недели был Гитлер, а потом просто наряд французской горничной. Вот так сидишь и думаешь: «Вау, это всего лишь новый день из его жизни». Он полностью истощал нас. Если он приходил к тебе домой на неделю… «Святое дерьмо, мне нужен перерыв». Настолько диким он был. Он тусовался у тебя две недели, а потом шел к Гарри и Ринго. Эти две недели были как «Hellzapoppin» (фильм «Ад раскрылся»). Но он был крутой и забавный».
Что касается остальных членов клуба: Доленз жил по соседству с Купером и был одним из его гольф-товарищей, поэтому они видели друг друга едва ли не каждый вечер. Два «битла» появлялись не так регулярно, но участвовали достаточно часто, чтобы стать членами клуба, как и Нильссон. Единственный способ присоединиться к клубу, как хвастается Купер – перепить остальных членов.
«Личность каждого немного менялась в подпитии, — говорит Купер. – Я всегда был парнем в стиле Дина Мартина; звенел золотом и постоянно смеялся. У меня никогда не было депрессии по пьяни. Джон и Гарри постоянно спорили, когда напьются. Если один говорил «черное», второй говорил «белое». Если один за Демократов, второй за Республиканцев. Вскоре я становился между ними и говорил: «Ребята, успокойтесь». Они были лучшими друзьями, но по пьяни становились политическими и религиозными оппонентами. Это забавно, потому что ни один из них не был драчуном. Они только кричали воинственным голосом, но чаще всего смеялись».
Купер вспоминает, что Hollywood Vampires очень редко говорили о музыке: «Мы занимались музыкой постоянно. Не альбом, так гастроли. Не гастроли, так что-то еще. Поэтому, когда выдавался свободный вечер, музыка была последней темой, о которой нам хотелось поговорить. Мы говорили про авто и других людей».
Фото с одного из появлений Hollywood Vampires, состоявшееся на концерте Энн Мюррей в клубе Troubadour (Западный Голливуд) в ноябре 1973 года, запечатлело Леннона, Нилльсона, Купера и Доленза. Музыканты улыбаются, будто это лучшее время в их жизни. Сегодня из Вампиров остались только двое последних.
Купер, отказавшийся от алкоголя в 1982, вспоминает, что дружба была наивной. В последний раз он видел Джона Леннона на одном из концертов, прежде чем «битл» перестал выступать вживую в середине 70-х. «В последний раз, когда я видел Джона Леннона, он сказал: «Я все еще Вампир?». На что я ответил: «Я чувствую запах крови».
Он больше не мог существовать в ритме Вампиров. «Я думал примерно так: «Что ж, было отличное время» — даже если это было началом конца моей питейной карьеры. Когда ты растворяешься в алкоголе, где-то на задворках сознания приходит понимание смерти. Как бы ты не скрывал этого, каждый стакан приближает тебя к могиле. Пережив столько приключений, я в определенном роде понял, что должен задокументировать это».
Джонни Депп играет центральный блюзовый метал-рифф в заключительной песне альбома HOLLYWOOD VAMPIRES, которая названа в честь одной из любимых фраз Купера последнего времени, «Dead Drunk Friends» (мертвецки пьяные друзья). «Я поднял стакан и бросил его обратно, но не помню, почему, — поет рокер. – Давайте поднимем еще один за всех моих братьев, которые пили до самой смерти». Песня далеко не плаксивая, а к середине и вовсе превращается в пиратский хоровой гимн с Купером, Деппом и прочими «кровососами»: «Мы пьем, мы сражаемся, мы сражаемся, мы блюем, мы блюем, мы сражаемся, мы пьем… а потом умираем».
«Думаю, получилось с юмором, — говорит Купер. – Тут нет ничего болезненного. «Мои мертвецки пьяные друзья» посмеялись бы. У них было чувство юмора».
В отличие от оригинальных вампиров, новый коллектив трезв. Перри и его товарищ по AEROSMITH Стивен Тайлер заработали себе прозвище «Toxic Twins» из-за совместных вечеринок, но оба бросили пить в начале 80-х. Депп говорил журналу Rolling Stone в 2013 году, что никогда не считал себя алкоголиком («У меня нет физической необходимости в алкоголе или наркотиках»). В той же беседе актер признался, что не прикасался к веществам около полутора лет. Получается, единственный источник дурмана для современных HOLLYWOOD VAMPIRES – это музыка.
Набор каверов, выбранный триумвиратом Купера, Деппа и Перри включает мощные хиты («My Generation», «Whole Lotta Love», «Break on Through»), а также мелодии, едва ли звучавшие на радио: «Itchycoo Park» SMALL FACES, «I Got a Line on You» SPIRIT и «Cold Turkey» Леннона. Когда началась запись, на басу оказался товарищ Деппа по группе KIDS Брюс Уиткин, тогда как за ударную установку попеременно садилось несколько барабанщиков, самым заметным из которых является Зак Старки (сын Ринго), друг HOLLYWOOD VAMPIRES, пронюхавший о проекте и предложивший посильную помощь.
«Отчасти мы хотели напомнить всем об этим песнях, — говорит Купер. — Поэтому мы записали альбом. Многие из них никогда не играли на радио. Вы никогда не услышите «Jeepster» T. REX, никогда не услышите «Itchycoo Park» и «Manic Depression». Вы можете услышать, как компьютер выплевывает мелодию, но никогда не поймете той глубины и выразительности. Это почти образовательный момент для детей 18 и 19 лет, которые сейчас играют в группах. Мы говорим: «Эй, не забудьте вот эту и эту песню». Надеюсь, что есть 16-летние ребята, которые учат где-нибудь в гараже старые песни Элиса и AEROSMITH. Вот за кем будущее рок-н-ролла, на мой взгляд».
HOLLYWOOD VAMPIRES вряд ли отправятся в длительный тур, однако кто-то может вдохновиться краткими появлениями команды на Сансет, родине оригинальных Вампиров. 16 и 17 сентября музыканты выступят в клубе Roxy на 500 человек, а 24-ого числа сыграют на фестивале Rock in Rio в Бразилии. Ритм секция этих концертов будет укомплектована бывшими участниками GUNS N’ ROSES и действующими членами VELVET REVOLVER Даффом Маккаганом (бас) и Мэттом Сорумом (барабаны).
Группа планирует использовать эти концерты, чтобы сыграть несколько мелодий, не попавших на сборник. Когда Купер собрал Деппа и Перри для написания сет-листа, последние попросили его сыграть сингл «Billion Dollar Babies» (1973).
«Я сказал: «Знаете, вообще-то я еще не умер», — говорит Купер со смехом. – Они такие: «Да, но давай сыграем его и «Train Kept a-Rollin» на бис». Я согласился. Думаю, «Billion Dollar Babies» будет для меня хорошим комплементом. Они могли не просить об этом. Они могли бы попросить «Brown Sugar» [песня THE ROLLING STONES]. На самом деле, именно я сказал: «Ладно, сделаем это, но закончим с «Brown Sugar».
Купер не воспринимает тот факт, что он «еще не умер», как должное. Его алкогольные приключения отлично задокументированы, но он четко помнит ранний звонок от врача, который брал у него анализ крови. «Он сказал: «Если хочешь присоединиться к своим приятелям, своим Голливудским вампирам, я даю тебе месяц», — добавляет Купер. – «Просто продолжай в том же духе, и ты их встретишь». Я подумал: «Ухх». Он говорил, что у меня есть выбор: остановиться или присоединиться к ним».
«В тот момент я сказал: «Я немного устал от этого». И я действительно не хотел умирать. Уверяю вас, Стивен Тайлер, Оззи Осборн, Игги и остальные ребята, которые все еще с нами, тоже приняли такое решение. Вот почему мы здесь».