Рецензия на альбом IHSAHN «ARKTIS.»

ОЦЕНКА: 7,5/10

Список песен: 01. Disassembled
02. Mass Darkness
03. My Heart Is Of The North
04. South Winds
05. In The Vaul
06. Until I Too Dissolve
07. Pressure
08. Frail
09. Crooked Red Line
10. Celestial Violence

IHSAHN – Arktis.

Исан всегда в движении. После легендарной карьеры в одной из ведущих блэк-металлических команд всех времен он выпустил пять полноформатных сольников, и почти каждый из них был тепло принят критиками, однако не все так радужно. Если «Adversary» (2006) действительно интриговал своими структурами, настоящей вершиной пост-EMPEROR карьеры Исана стала пластинка «angL» (2008). Тем не менее, после «After» (2010) сольная дискография начала катастрофически теряться в общем бэкграунде вокалиста. Все, что выделяло его ранний материал – риффы, риффы и еще больше риффов, а также гладкие композиции (и снова риффы) – стало сменяться все более абстрактными элементами, а когда на замену фирменным песням в стиле «Scarab» пришли номера а-ля «M», веселье закончилось. «Arktis.» отмечает новую главу в сольном путешествии Исана, который, наконец, избавился от нигилизма.

Визуально и акустически «Arktis.» отличается от своих предшественников. Вводные опусы «Disassembled», «Mass Darkness» и «My Heart Is of the North» призваны продемонстрировать эту перемену с помощью мощных риффов, толстого баса и гитарного тона, скорее напоминающего фузз, нежели овердрайв. Последний демонстрирует орган Хаммонда, обеспечивающий прочную ностальгию по прогрессивному року 70-х, и глубокий шрединг с классическим чувством.

Но несмотря на риффы и местами трэшовый подтекст, «Arktis.» запомнится своим прогрессивным характером, который напоминает уход норвежской сцены от блэка на рубеже тысячелетий. Так, номера «South Winds» и «Frail» вспыхивают электроникой, отсылающей к MORTIIS и еще дальше, в 80-е, а «Crooked Red Line», разбавленный резкими саксофонными партиями, скорее ассоциируется с ранними работами ULVER несмотря на великолепное гостевое появление солиста SHINING Йоргена Манкеби, который обеспечивает треку необходимые темные эмоции. Хрустящий, теплый и жирный продакшн лишь подчеркивает прогрессивную природу «Arktis.» и воспринимается как еще один отголосок из 80-х годов.

И хотя эти отсылки смотрятся органично, лучше всего альбом работает в моменты хрупкости и меланхолии. «My Heart Is of the North», например, содержит «чистое» затишье между порциями сокрушительного шрединга, который к финалу обрастает органными партиями и превращает композицию в одну из лучших на диске.

Эйнар Солберг из LEPROUS появляется в «Disassembled» и «Celestial Violence» и обеспечивает блистательные контрасты блэковому вокалу Исана. Эта же мягкость вновь проявляется с подвижной акустикой «Frail», однако вершиной становится «In the Vaults» с душещипательными вокальными мелодиями и лирикой. Размышления о долгой норвежской зиме в эти моменты кажутся самыми аутентичными.

«Arktis.» наполнен интересными песнями, которые колеблются между мрачностью и дихотомией, однако в динамиках постоянно происходит что-то интересное.

Верный своей форме, альбом становится неделимым опытом с идеальной длительностью в 48 минут и совершенным завершением «Celestial Violence» — песней, которая опускает занавес с торжественностью и драматизмом. Последнее воплощение «исановского» звучания обращается к десяткам влияний и превращает их в нечто динамичное и привлекательное, а множественные эмоции лишь дополняют художественную аутентику в рамках концепции северных путешествий: опасных экспедиций в далекие, экстремальные и весьма разнообразные земли.

Напиши, что думаешь