BLACK SABBATH мастерски завершают прощальный тур

6 февраля 2017 timetorock

Новаторы хэви-метала вернулись в родной Бирмингем, чтобы в последний раз сыграть бессмертные шлягеры

BLACK SABBATH

«Вам весело?!», — ревет Оззи Осборн в свой микрофон ночью 4 февраля, после того, как BLACK SABBATH сыграли «War Pigs» в родном Бирмингеме, индустриальном сердце Великобритании. Затем певец растягивает губы в широкой улыбке: «Чуть не спросил: «Нам стоит вернуться и повторить?». [Многозначительная пауза]. Этого не будет».

Аншлаг на 16-тысячном стадионе Genting Arena знаменует последнее выступление BLACK SABBATH с прощальным туром «The End». Почти двухчасовое зрелище надолго запомнится первобытной мощью от выдающихся пионеров хард-рока и хэви-метала.

Группа, которая также включает гитариста Тони Айомми и басиста Гизера Батлера, колесила по всему миру с января прошлого года, сыграв в том числе два длительных американских тура, однако Бирмингем — это провидение, ибо спустя 49 лет после формирования в его окрестностях они заканчивают буквально в получасе езды от паба, где молодая банда получала свой первый блюзовый опыт.

Неудивительно, что сетлист состоял из песен раннего периода коллектива. Во времена «Black Sabbath», «N.I.B.» и «War Pigs», как рассказывал Оззи Осборн, участники даже не думали о музыкальной карьере и в любой момент были готовы «вернуться на чертову фабрику». Тем не менее, оглушительная толпа на стадионе доказывает, что SABBATH – не просто везунчики. Они создали звук, жанр и то, что может остаться в веках.

Начинался концерт с сокрушительного заявления и вечной классики «Black Sabbath», того самого номера, который когда-то пугал меломанов точно так же, как ужасные роли Бориса Карлоффа. В этом не было ни показушности, ни тщеславия, ни эмоциональной завесы – всего лишь прекрасно исполненная симфония из тяжелых риффов, языков пламени, тонн конфетти и кучи фиолетово-черных воздушных шариков.

Специальных гостей тоже не было, хотя фанаты до последнего верили в появление оригинального барабанщика Билла Уорда, который в 2011 году воссоединился с группой, чтобы чуть позже покинуть ее из-за контрактных споров. На протяжении всего тура ударную установку занимал 37-летний Томми Клафетос, напоминавший Уорда из 70-х благодаря налобной повязке. Сходство обеспечивало и другое: он послушно играл оригинальные партии, не забывая про изумительные соло.

Концерт также включал хиты «Iron Man» и «Paranoid», и несколько более раритетных вещей. И хотя группа, воссоединившаяся с Оззи Осборном после череды вокалистов, записала невероятно успешный камбэк-альбом «13» в 2013 году, основной упор был сделан на мелодии первых четырех альбомов, включая прорывной «Paranoid» (1970).

Голос Осборна был крепок на протяжении всего сета, а музыканты, к которым также относится закулисный гитарист и клавишник Адам Уэйкман, играли с воодушевлением – Айомми даже усовершенствовал соло, позволив своим многострадальным пальцам плясать по грифу в заключении «Dirty Women». Это был практически тот же набор хитов, который группа играла последние полтора года, но они были исполнены настолько блестяще, что публике оставалось лишь аплодировать.

Что касается толпы – она представляла собой смесь возбужденных бирмингемцев с путешественниками со всего мира. Еще до начала концерта, который, как и прежде, разогревали RIVAL SONS, зал взрывался одиноким свистом и криками: «Хэви-метал!!». Иные слушатели писали на надувных свинках, запущенных в поддержку «War Pigs».

Поклонники BLACK SABBATH заняли центральное место в прощальной речи Осборна. «Что ж, это последнее шоу. Я должен сказать кое-что про наше путешествие. Это была фантастика! Мы начали в 1968 году, а теперь на дворе 2017-ый… Я не могу поверить, ребята. Но знаете, что? Мы бы не выжили без поклонников. Если вы с нами давно, прекрасно. Если вы новичок: добро пожаловать! Я никогда не смогу выразить признательность за вашу поддержку».

И хотя толпа громко выказывала одобрение после каждой песни и колотила ногами, встречая фронтмена, казалось, что самыми счастливыми на концерте были участники BLACK SABBATH. Вся троица широко улыбалась, а Осборн и Айомми, который надел пиджак на футболку с символикой города, часто строили друг другу гримасы.

Батлер, который всегда был неким подобием памятника на сцене, и вовсе сиял от гордости, одаривая фанатов усмешками. Когда группа завершила напыщенное аутро «Paranoid» с блюзовой пентатоникой и грохочущими барабанами, музыканты триумфально раскланялись и вышли фотографироваться.

Приключение подходило к концу, и несмотря на то, что концерт снимали на камеры для будущих поколений, нет никакой информации о самой вероятности релиза.

Будет ли этот концерт по-настоящему последним, время покажет. Вопреки словам Осборна, Айомми и Батлер готовы рассмотреть еще один студийный альбом или одноразовое выступление. Но это не отменяет всего вышесказанного: поклонники уверены в том, что это финал для BLACK SABBATH. К счастью, они вернулись домой.

Сетлист шоу в Бирмингеме:
01. Black Sabbath
02. Fairies Wear Boots
03. Under the Sun/Every Day Comes and Goes
04. After Forever
05. Into the Void
06. Snowblind
07. War Pigs
08. Behind the Wall of Sleep
09. N.I.B.
10. Hand of Doom
11. Попурри: Supernaut, Sabbath Bloody Sabbath, Megalomania
12. Rat Salad
13. Iron Man
14. Dirty Women
15. Children of the Grave
На бис:
16. Paranoid

comments