Пи Джей Харви (PJ HARVEY) всегда была артисткой, которая творит на собственных условиях, движимая желанием бросать себе вызов, что делает ее искусство богатым и безусловно стоящим. Сила ее дискографии, которая вскоре увеличится до девяти студийных пластинок, зависит от способности Харви вывести и обуздать свои эмоции в песнях. Так было на всех работах, начиная от более раннего острого материала «Rub ‘Till It Bleeds» до мягкого бренчания «The Desperate Kingdom of Love» и хрупкого блеска «Let England Shake» (с этой пластинкой она выиграла вторую статуэтку «Mercury Music Prize» впервые в истории премии).
В конце прошлого года три тысячи счастливчиков спустились в недра «Соммерсет-хаус» (Somerset House) в Лондоне, чтобы лицезреть сотрудничество Харви с продюсерами Марком «Flood» Эллисом (THE VELVET UNDERGROUND, NICK CAVE AND THE BAD SEEDS, U2) и Джеймсом Паришем (EELS, GIANT SAND, SPARKLEHORSE) через односторонне зеркальное стекло. Организованный в ассоциации с компанией Artangel, проект получил название Recording in Progress и длился в течение пяти недель. Нередко в студии, специально построенной для отслеживания процесса, появлялся фотожурналист и фильммейкер Симус Мерфи (Seamus Murphy). Харви впервые познакомилась с Мерфи несколько лет назад, когда в 2008 году увидела его выставку «A Darkness Visible», посвященную Афганистану. Впоследствии это привело Мерфи к съемке 12 коротких фильмов для пластинки «Let England Shake» (2011).
Теперь мы знаем, что результатом сессий Recording in Progress стал новый альбом «The Hope Six Demolition Project», вдохновленный поездкой Харви и Мерфи в Косово, Афганистан и Вашингтон, округ Колумбия – путешествие длилось четыре года.
В своем заявлении певица пишет: «Я вижу полную картину, когда пишу песни. Я могу видеть цвета, рассказывать о времени дня, чувствовать настроение, перемены света и движение теней – все в этой картине. Сбор информации из вторичных источников кажется слишком далеким от тем, о которых я пыталась писать. Я хотела почувствовать воздух и землю, а также встретиться с людьми из стран, которые меня очаровали».
Ряд композиций «The Hope Six Demolition Project», исполнявшихся на фоне фотографий Мерфи, прошел испытание публикой в октябре прошлого года на сцене лондонского концертного зала Royal Festival Hall. Тем не менее, путешествие легло не только в основу девятого альбома Харви, но и поэтической книги «The Hollow of the Hand» (2015), дополненной визуальными образами Мерфи.
Если уйти от концерта, 21 января певица дебютировала с треком «The Wheel» — блюзовым водоворотом медных духовых, яростных барабанов и настойчивых рукотворных хлопков. Сейчас очередь дошла до официального ролика, поставленного Симусом Мерфи, который пришел в сопровождении мыслей фотографа о вдохновении, песне, видео и проекте в целом (читайте ниже).
Альбом «The Hope Six Demolition Project» выйдет 15 апреля на лейбле Vagrant Records.
Полли и я хотели инициировать совместный проект, чтобы поработать в местах, которые казались нам интересными и актуальными. Мы встретились после того, как она увидела мои фотографии из Афганистана, а чуть позже я показал ей несколько других работ, в том числе военные фотографии из Косово конца 90-х годов. У меня был опыт работы и контакты в обоих локациях, а Полли давно увлекалась Афганистаном и подсела на крючок после событий в Косово, которые получили широкий резонанс. Оба региона имеют беспокойную историю, а учитывая освещение в СМИ, эти названия знакомы многим. Я вернулся в Косово в 2004 году, когда вспыхнул очередной конфликт, и обнаружил нерешенные споры и глубокое разочарование как в плане темпов, так и в плане управления событиями».
«Мы оба получили приглашение в начале лета 2011 года. Нас попросили поприсутствовать на показе 12 короткометражек, которые я снял для альбома «Let England Shake», и поучаствовать в сессии вопросов-ответов на мероприятии Dokufest в городе Призрене на юге Косово. Не скажу, что для Полли это привычно, но чувствовалась какая-то неизбежность. Так стартовал наш проект».
«Песня «The Wheel» непосредственно касается путешествия в Косово. Кто-нибудь еще знает, что повлияло на его создание? Вид восстановленного колеса обозрения в городе Косово-Поле недалеко от столицы Приштине – в названии есть конкретная ссылка. Я могу назвать дату – 4 августа 2011 года – из кусков кадров, которые я сделал, пока мы шли по улице к нашей припарковонной машине рядом с железнодорожной станцией. Это было мимолетное наблюдение банального изображения, одного из многих в тот день. Когда Полли записывала заметки, я был больше заинтересован тем, что происходило на другой стороне улицы и не потрудился сделать снимки или даже посмотреть на нее. В тот день мы собирали материал вслепую и были настроены оптимистично; это стандартная характеристика нашей совместной работы. Мы понятия не имели, увидим/ услышим ли что-нибудь стоящее или нет».
«Что же стало вдохновением для песни? Если бы мы не делились историями о людях, которые пострадали во время войны, если бы не посещали заброшенные деревни, зачищенные по этническому признаку или из чувства мести, появилась бы песня?».
«Я еще раз вернулся в Косово в декабре 2015 года, вооружившись на это раз пониманием нашего проекта. В дополнение к Косово мы побывали в Афганистане и Вашингтоне. Книга «The Hollow of the Hand» включала стихи Полли и мои фотографии, а на сцене Royal Festival Hall музыка звучала вместе с изображениями в течение двух ночей. Сеанс записи превратился в инсталляцию, которую я снял в Somerset House. Несопоставимые элементы, наконец, собрались вместе, став проектом, который начинался с любопытства и интереса».
«Создание фильма для песни «The Wheel» включает кадры из первой поездки 2011 года, репетиции Полли в Лондоне и мой последний визит в Косово. Кризис беженцев в Европе не уходил из заголовков уже несколько месяцев. Я провел некоторое время на греческой и македонской границах, а также в Сербии перед поездкой в Косово. Это происходит на всех территориях, связанных с недавними конфликтами в Косово и на Балканах. Идея циклов, колеса, безустанного повторения будет слишком очевидной, но необходимой. Также мы чествуем в фильме жизнь Несима Криезиу (Nesim Kryeziu; 1938-2016), великолепного мужчины, исполняющего традиционный танец со стаканом воды на голове на свадьбе в его деревне Брезна в регионе Ополье в Косово».
Треклист «The Hope Six Demolition Project»:
02 The Ministry of Defence
03 A Line in the Sand
04 Chain of Keys
05 River Anacostia
06 Near the Memorials to Vietnam and Lincoln
07 The Orange Monkey
08 Medicinals
09 The Ministry of Social Affairs
10 The Wheel
11 Dollar, Dollar