Классика для классика: 10 любимых альбомов Оззи Осборна

6 июля 2017 timetorock

METALLICA, MOTÖRHEAD и LED ZEPPELIN в собственной подборке одного из самых частых участников любого ТОПа

Оззи Осборн

Когда-то люди боялись Осборна. Ведущий певец BLACK SABBATH, чрезвычайно популярной группы родом из 70-х, культивировал образ непостижимого Лорда тьмы на сцене и за ее пределами, а стоило ему отправиться на гастроли, как озабоченные родители запирали своих дочерей, собак и летучих мышей на замок.

Со временем изменилось многое. Новатор от рок-н-ролла сгладил ошибки прошлого и примирился с реальностью, променяв, по методологии Юнга, архетип творца на хранителя музыкального пантеона. Заодно фронтмен, своим тембром пронзавший риффы виртуознейших гитаристов поколения, подготовил почву для целой плеяды новых артистов. Возможно, он до сих пор остается самым великим в жанре.

Но что услаждает его собственный слух? Благодаря Rolling Stone мы узнали ответ (журнал публикует серию материалов с любимыми пластинками молодых и преклонных артистов в честь списка 100 величайших альбомов всех времен, где кроме Оззи появится Кори Тейлор, Ларс Ульрих и DEAFHEAVEN’s Джордж Кларк).

AC/DC
«Highway to Hell» (1979)

Преданный фанат Бона Скотта, до степени «зависимости», как он говорит, Осборн вспоминает шестой альбом AC/DC и последний для оригинального вокалиста.

В 1979 году австралийские рокеры стали неодолимой силой. Ирония в том, что Скотт казался живее живых, когда сталкивался со смертью в своих бесстрашных лирических бравадах. Необъяснимая привлекательность его хрипоты, готовой вот-вот сорваться на кашель, игривость голоса, все его вопли и рычания объединялись в одно целое, чтобы подарить песням необузданный энтузиазм, без которого легко окунуться в амбивалентность. «Highway to Hell» — это прекрасный сплав мастерства, анархии и joie de vivre, как писали в доинтернетовскую эпоху.

Гедонизм, воспеваемый AC/DC, был не чужд и самому Осборну.

ALICE IN CHAINS
«Facelift» (1990)

Сокрушаясь по поводу Лейна Стэйли, который так и не смог побороть своих демонов, фронтмен BLACK SABBATH называет очередной «геймченджер» с покойным лидером: дебютную пластинку ALICE IN CHAINS «Facelift», которая сформировала аудиторию нарождавшегося гранжа и альтернативного рока. По мнению других аналитиков, альбом избавил движение от наследия панка и заменил его меланхоличными звуками блюза с толикой кантри.

Даже несмотря на временами незрелую лирику и тяжелую напыщенность, «Facelift» был свежим, захватывающим и ярким. «Man in the Box» — это классика», — вторит Осборн.

GUNS N’ ROSES
«Appetite for Destruction» (1987)

Оззи хорошо понимал изнанку табуированной темы «секса, наркотиков и рок-н-ролла» на первой пластинке лос-анджелесских рокеров — самой кассовой дебютной пластинке в истории США. И хотя многие критики приняли альбом не однозначно, напирая на смесь самых низменных качеств AEROSMITH, AC/DC и HANOI ROCKS, «Appetite for Destruction» стал поворотным моментом хард-рока.

Разнообразный и безрассудный, альбом источал опасность. Ее источником был Эксл Роуз. Полный злобы и мизагонизма, ярости и первобытной агрессии, он выплевывал рассказы о жизни Лос-Анджелеса в четырех октавах с виртуозным талантом. Для одних он был дебоширом, для других — мстительным ангелом в окружении кучки варваров, включая рифф-дуэлистов Слэша и Иззи Стрэдлина, чей нерафинированный панк и блюзовые фразировки ознаменовали уход от традиционного глэма.

«Никогда на устану их слушать», — говорит Оззи, и спорить бессмысленно.

JUDAS PRIEST
«British Steel» (1980)

Земляки Оззи Осборна выпустили «British Steel» в самый разгар NWOBHM и установили новую планку для бесчисленных последователей, включая IRON MAIDEN, SAXON и DIAMOND HEAD. Пусть это не самая виртуозная работа JUDAS PRIEST, альбом избавлен от жанровых диверсий; каждая песня, тяжелая и неумолимая, подпитывается монолитными гитарными атаками и беспрецедентной оперной страстью Хэлфорда. Сами артисты признавались, что пластинка, названная в честь сталелитейного завода в Бирмингеме, окончательно сформировала образ команды.

LED ZEPPELIN
«Led Zeppelin IV» (1971)

Если музыка LED ZEPPELIN и сформировала ДНК того, что сегодня называют хард-роком, то «IV» является чашкой Петри, переполненной стволовыми клетками. Этот триумф формы и функциональности вышел спустя год после собственного дебюта BLACK SABBATH и содержал щепотку средневековых идей, хэви-метала, фолка, чистого рок-н-ролла и блюза. Символично, что Осборн выбрал именно этот диск, официально лишенный названия. Существует теория, что четыре непроизносимых символа в заголовке вдохновлены трудами Алистера Кроули — сам Осборн увековечил вдохновение в одноименной песне 1980 года.

MEGADETH
«Rust in Peace» (1990)

Певец говорит, что «Rust in Peace» стал для него откровением. Неоспоримый шедевр метала, альбом демонстрировал, как далеко может пойти «противная скорость трэша», не будучи формальной и скучной. Инструментальная виртуозность не отпугивает, писали критики, — она волнует сердца. В сочетании с нигилистическими прихотями Дэйва Мастейна о ядерной войне эта агрессия мгновенно покорила аудиторию.

METALLICA
«Master of Puppets» (1986)

Быстрая, непоколебимая субстанция, имя которой «Master of Puppets», не требовала от слушателя подводки для глаз или пожароопасной прически. Как отмечали критики, альбом затрагивал более серьезные темы по сравнению с аналогами своей эпохи: METALLICA не пела о мотелях, дорогих тачках, губной помаде и, что самое главное, девушках. Манипулируя музыкальным напряжением, они создавали истории высокой драмы, сравнимые в своих пропорциях с библейскими притчами.

«Я взял их в тур после релиза. Альбом был переломным для жанра», — говорит Осборн. Как и другие герои списка, «Master of Puppets» снискал славу даже у тех, кто находился за чертой металлического сообщества. Самые преданные из них убеждены, что альбом может оспорить лавры основополагающего у «Paranoid» BLACK SABBATH.

MOTÖRHEAD
«Ace of Spades» (1980)

Неудивительно, что Оззи называет гимн «Ace of Spades» одним из величайших в истории, а само наличие уникального гимна считает определяющим для успеха группы. Заглавный трек, как и весь альбом 1980 года, по праву заслужил звание классики рока. Если и существует в мире манифест безумию, опасности и скверному поведению, — это четвертая пластинка MOTÖRHEAD.

Альбом также считается родоначальником трэш-метала.

PANTERA
«Cowboys From Hell» (1990)

Несмотря на «безвкусные анархистские песни и клишированную лирику», как признавался Ансельмо впоследствии, «Cowboys From Hell» окончательно завершил превращение группы фермеров, покусанных глэм-металлистами, в жестоких уличных хэдбэнгеров с сокрушительной дозой хардкора и трэша. Наряду с «Vulgar Display of Power», пятый альбом PANTERA считается не только одним из лучших в каталоге, но и определяющим для метала начала 90-х годов. «Гитара Даймбэга Даррела заставляет этот альбом сиять», — добавляет Осборн.

ROB ZOMBIE
«Hellbilly Deluxe» (1999)

Выполненный в духе хорроров категории «B», «Hellbilly Deluxe» не выходит из овердрайва. Конечно, в нем нет интеллектуальной ценности, зато альбом мастерски оперирует простотой. Несмотря на отталкивающий нигилизм, оккультные темы и искаженную философию, которая то и дело ссылается на Дракулу, демонов и детоубийство, «Hellbilly» ловко лавирует между прямым хард-роком и более эстетическими, даже танцевальными стилями. Эта сегрегация отлично работает, создавая кинематографически притягательный образ. Возможно, концептуальная схожесть ROB ZOMBIE и собственных проектов Осборна стала триггером для певца. В его списке Роб Зомби зовется «настоящим артистом во всех смыслах» и завершает ТОП.

comments