Экстремальному металу не привыкать к радикальным, грандиозным оппозиционным заявлениям, но редко попадается человек или группа, которые отбрасывают театральность и все еще способны пробраться вам в голову. Например, WATAIN’s Эрик Даниэлссон в одном из старых интервью делился своими планами. «Мы хотим ввергнуть мир в пламя», — говорил невысокий швед, пока его глаза, блестевшие в холодной темноте грязного бара, кричали еще громче, и небольшой холодок бежал по спине вместе с осознанием его убежденности.
Сейчас на тропу войны вышло еще несколько висцеральных артистов, склонных к мощной личностной философии, будь то оккультизм, сатанизм или иная форма помешательства. Тем не менее, все это не приближает нас к MANTAR. Одна из первых вещей, о которой говорит светловолосый, мальчишеского вида гитарист и вокалист группы Ханно (Hanno): «У нас нет сообщения. Мы просто радуемся деструкции».
Он и еще один член команды, вдумчивый черноглазый ударник и вокалист Эрик (Erinc) недавно подписали контракт с лейблом Nuclear Blast и сейчас подогревают интерес к своему новому альбому «Ode to the Flame», который выйдет 15 апреля и станет, безусловно, важнейшей вехой в истории северогерманского дуэта.
Ханно и Эрик основали MANTAR в 2012 году, когда оба жили в Гамбурге (с тех пор они переехали в Бремен, тогда как Ханно долгое время метался между Германией и домом своей подруги во Флориде). По словам фронтмена, формат группы из двух человек – это не результат какого-то особенного творческого видения; просто они не смогли найти достойного басиста в городе, а вскоре выяснилось, что он не очень-то нужен.
«Мы не планировали быть дуэтом, когда начинали. Все говорили: «Черт, еще одна группа. Да ладно, идите к черту». Никто не хотел с нами работать – все наши друзья, способные играть на басу, просто проходили мимо. Но довольно скоро мы поняли, что в дуэте музыка работает вполне прилично. Мы всегда шли собственной дорогой».
«Это важно – мы не хотим затеряться в громадной корзине вместе с остальными группами, которые звучат одинаково. Мы не хотим принадлежать так называемой сцене. Мы всю жизнь пытались избежать этого чувства «сцены», потому что все заканчивается тем, что каждая группа звучит одинаково. Не слишком заманчиво».
История их глобального партнерства с гигантами Nuclear Blast является еще одним примером жизненного очарования дуэта. У каждого из нас есть майки постарше, чем MANTAR, однако это не мешает им диктовать условия одному из крупнейших лейблов тяжелой музыки. Еще до записи каких бы то ни было демо-треков они оказались в эпицентре хэви-металлической войны, когда почти каждый лейбл начал обнюхивать MANTAR. Когда поступило предложение от Nuclear Blast, Ханно и Эрик установили свои порядки и сказали, что они подпишут соглашение, только если их – участников группы – устроит запись. К счастью, «Ode to the Flame» попал в точку.
«Мы не собирались просить у Nuclear Blast денег. Мы записали 80 процентов записи там же, где репетируем, потому что нам не нужны какие-то чужие рамки или условия, — говорит Ханно. – Мол: «Мы не станем отправлять вам демо; вы должны поставить записи именно в таком порядке, как нам нужно. В противном случае ничего не будет». Ставки были высоки. Если бы нам запись не понравилась, мы бы ее не выпустили. Мы буквально выбросили бы ее, чтобы ни одна живая душа не услышала альбом».
Переход из независимости в лоно лейбла с такими лидерами как SLAYER, NIGHTWISH и DANZIG даже для опытных команд является резким, а для андерграунда достижение MANTAR вообще сродни ереси. «Честно говоря, у нас была долгая дискуссия: Хотим ли мы сделать этот шаг или лучше остаться под землей? Очевидно, когда мы подписали контракт с Nuclear Blast, многие принялись ненавидеть нас, — добавляет Ханно. – Некоторые вели себя так, будто у них забрали любимую игрушку».
«Но я подумал: «Знаешь, мы ничем вам не обязаны». Если вам не нравится, проходите мимо, я не обижусь. Просто не приходите на наши концерты, не покупайте запись. Не надо думать, что я буду целовать вашу задницу, чтобы вы поддерживали эту группу. Но если вы это сделаете, я буду вас обожать. Это благословение. Это отличный подарок для нас, и мы ценим каждого. Но если вы хотите сделать какой-то андрерграундный культ из нашей группы, вы пришли не по адресу. Мы просто устали от этого».
И хотя они больше ассоциируются со смесью блэк/ду-метала и панк-рока, даже беглое прослушивание MANTAR раскрывает тонны влияния MOTORHEAD. «MOTORHEAD здесь больше всего, — подтверждает Ханно. – MOTORHEAD – это очень важно».
Ханно и Эрик действительно пытаются подражать, пусть даже извращенным образом, классическому трио. «Можно сказать, что громкость становится третьим членом, — говорит Ханно. – Мы просто стараемся играть очень, очень громко. Очевидно, из-за того, что мы играем только на гитаре, нужно убедиться, что мы используем достаточно басовых усилителей. На самом деле, это не так уж сложно. Многие думают, что это какая-то наука или хитрый трюк, но пока вы играете громко и музыка рвется из достаточного числа усилителей, звучание будет низким, и это хорошо».
Но «хорошо» — не совсем верное слово. Все гораздо лучше.
Несмотря на шутливый характер дуэта, они очень серьезны, когда речь заходит об искусстве. Их второй полноформатный альбом «Ode to the Flame», по задумке, станет продолжением «Death by Burning» (2014) как в тематическом, так и в музыкальном плане – однако уже сейчас можно предположить, что новая работа напрочь уничтожит предшественника. Элементарная ярость их мультижанрового экстремального метала здесь объединяется с тяжелым, компактным напором. Альбом зверски прост и изобилует безжалостными риффами и текстами песен, ориентированными не на Сатану или дикость, а на чистый хаос с темой огня во главе, как говорит Ханно.
«Мощно и предельно просто. Мне нравится огонь, потому что он обладает властью сжигать дотла, оставляя лишь пепел и возвращая все сущее к началу. Здесь не может быть компромиссов, и мне это нравится. Если ты все сожжешь, ты сможешь начать все сначала, — декламирует Ханно, выпуская внутреннего Тайлера Дёрдена. – Это самая сильная вещь на свете. Как думаешь, мы говорим о страсти, когда имеем дело с огнем? Нет. Это другое. Мы чествуем красоту разрушения. Мы погружаемся в разрушительную ярость, но в позитивном ключе, когда беремся за инструменты. Подобно огню, мы стираем все. Мы должны убедиться, что никто не остался в живых».
Теперь знакомый холодок бежит по спине.
Простота MANTAR может быть ключом к их философии. Что же касается Эрика и Ханно – они обеспокоены тем, что их называют метал-группой, хотя дело лишь в громкости.
«Мы просто получаем удовольствие от громкого звука, чистого гнева и проявления силы, — объясняет Ханно. – Многие интерпретируют нас как заблагорассудится. Но все не то. Дело в громкости, крайности и интенсивности. Говорить больше не о чем».
Вдобавок у них нет времени на пугающее зрелище или напыщенный гностицизм, которым балуются их сверстники и экстремальные металлисты в целом.
Вообще говоря, MANTAR являются прямой противоположностью фронтмена WATAIN и его братьев по крови, которые плотно придерживаются сатанинских убеждений.
«Группа очень одномерная, очень простая, и то же самое я хотел бы сделать с лирическими темами. У нас нет месседжа, особенно того, что встречается в оккультной ретро-рок-музыке, — добавляет гитарист. — Некоторые журналы говорят: «Ваши тексты кажутся чертовски оккультными». К черту все. Это какой-то детский праздник, ей богу. Очень странно. В смысле, я готов принять это из уст BLACK SABBATH или BLUE OYSTER CULT, но современный ретро-рок? Меня это не волнует. Если вам нужен какой-то трюк, чтобы продать свое творчество людям, очевидно, вы не такая уж хорошая группа. Мы подобным не занимаемся и совершенно аполитичны, в отличие от CRASS, например».
Этот DIY-подход работает в случае MANTAR. Группа сыграла пятое в своей карьере шоу на переполненной арене голландского фестиваля Roadburn Festival почти сразу после выхода дебютного альбома (диск вышел на лейбле Svart Records — одном из самых респектабельных независимых лейблов Европы). В этом году они готовы штурмовать весь земной шар. Кажется, ребят удивляют их достижения за такой короткий период. «Чем меньше мы запаривались, тем больше получалось», — говорит Ханно.
После того интервью десятилетней давности и обещания ввергнуть мир в пламя WATAIN добились успеха, во многом благодаря безжалостным амбициям и горящему взгляду фронтмена. Сейчас нет сомнений, что MANTAR повторяют его дорогу, правда, их подход слегка отличается – они предпочитают Люциферу простоту. MANTAR нельзя назвать злом, и они точно не изобретают заново колесо, но Ханно и Эрик не менее амбициозны, а это означает, что они не остановятся ни перед чем.
«Вы не должны любить MANTAR, — добавляет Ханно. – Но мы можем вытащить свое оборудование при дневном свете, без световых шоу и тумана, и все равно уничтожить вас. Все возвращается к панку. Меньше трюков, больше действия».
Треклист «Ode to the Flame»:
02. Praise The Plague
03. Era Borealis
04. The Hint
05. Born Reversed
06. Oz
07. I, Omen
08. Cross The Cross
09. Schwanenstein
10. Sundowning
Заказать «Ode to the Flame» можно здесь.