О гендерном равенстве сквозь призму гитарной формы

29 января 2017 timetorock

St. Vincent так устала от дискомфорта, что разработала свою собственную гитару с пространством для женского тела

St. Vincent, Энни Кларк

Нередко женщин в музыкальном мире называют певицами и авторами песен, тогда как их творческие компаньоны мужского пола удостаиваются звания непосредственно музыкантов. Если попытаться обосновать это разделение, можно сделать вывод, что девушки используют гитару, дабы облегчить процесс написания песен, тогда как мужчины действительно знают, как пользоваться инструментом.

Но это не всегда верно, и тогда единственной разницей между ними становится наличие груди. В свете этих анизометрических заключений следует признать, что играть на гитаре обладательницам второй X-хромасомы может быть проблематично, неудобно и даже неприлично (если левая грудь свисает над гитарой и бьет по открытой шестой струне). Возможно, это больше походит на обвинение в гендерной неполноценности, однако проблема вовсе не в наличии форм, а в неисправности гитарной конструкции, которая, по иронии судьбы, основана на женской фигуре.

Так или иначе, можно с уверенностью сказать, что женщины не хотят мириться с недоработками современного инструмента вне зависимости от телосложения или высоты гитарного ремня. Теперь у них появилась альтернатива, поскольку в начале этого месяца неизменно блестящая Энни Кларк, также известная как St. Vincent, представила новую гитару, разработанную специально для женского тела.

Удивительно, как много времени потребовалось, чтобы учесть анатомию женщин. Неужели всему виной страх, что гитара получит клеймо низшего инструмента? Едва ли. Дело, скорее, в эстетике, которая всегда пересиливала функциональность. Вот вам интересный факт из эволюции стульев: оказывается, на человеческий комфорт стали обращать внимание лишь недавно, да и то лишь применительно к офисной мебели. Нечто подобное происходит с гитарами: есть гитары, на которых было бы здорово поиграть в студии, но с ними ни за что не выйти на сцену.

Американский психолог и этик Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) в контексте нравственного развития отмечает, что женщины часто отказываются выбирать между двумя конкурирующими сущностями, предпочитая заиметь и то, и другое. Это может объяснить подход Энни Кларк во время проектирования гитары.

Будучи одной из самых подкованных гитаристок своего времени, она взяла неуступчивую форму традиционного инструмента и сконструировала то, что дает пространство «для груди или даже двух». Козырем является очень казуальный дизайн. Она рассматривает инструмент как утилитарную конструкцию, но это не идет в ущерб его эстетической форме. Все компоненты здесь пребывают в гармонии, однако основные принципы неизменны: гитара все еще остается символом мощи и самозабвения.

На протяжении всей истории дизайн рассказывал не о самих вещах, а об отношении человека к этим вещам, даже если они воплощали ценности и проблемы с мощным эмоциональным посылом. Гитара St. Vincent приходит без воинственной риторики. Это не сердитый стук в дверь. Она просто появляется: дерзко, уверенно и беспечно. Это не призыв к изменению, а изменение само по себе, простимулированное одним из самых популярных артистов нашего времени, который, по совпадению, является женщиной и нуждается в гитаре, как средстве для создания музыки. Так или иначе, но ее гитара имеет шанс стать иконической, охарактеризовав эпоху гендерного равенства.

Материал является обезличенным переводом колонки The Guardian.

О процессе создания новой гитары смотрите в ролике Ernie Ball:

comments