Разве можно не любить темную, угрюмую и интроспективную музыку с влияниями от ANATHEMA, GHOST BRIGADE и A SWARM OF THE SUN? Ни за что! Поэтому когда к нам на почту пришел анонс новой пластинки под названием «:KTONIK:» от польского коллектива VOTUM, мы с гордой осанкой и высоко поднятой головой набросили на плечи мантию фанбоев прогрессивной печальной музыки и решили расслушать материал. К счастью, VOTUM не промахнулись.
Конечно, «:KTONIK:» не идеален, но это богатая эмоциями и настроением запись, чего уже достаточно для чуткого сердца критика. Настолько, что мы готовы отказаться от своей природной мелочности и посмотреть сквозь обложку а-ля Atari 2600, чтобы найти истинную красоту внутри.
VOTUM незамедлительно ловят слушателя открывашкой «Satellite» — мощным претендентом на звание лучшего трека стартовавшего года. Подталкивающая к размышлениям, мрачная, но доступная, она объединяет ANATHEMA, KATATONIA и депрессивный альт-рок, прежде чем уступает место припеву, где певец Бартош Собьераж (Bartosz Sobieraj) срывает крыши убийственным вокалом. Баланс между мелодичным пением и почти джент-риффами наряду с противоречивыми гитарными эффектами обеспечивает вибрации в духе TOOL, но сохраняет темную атмосферу.
Последующий трек «Greed» начинается со звуков «Weather Systems» KATATONIA, прежде чем погружается в гораздо более тяжелые и угрюмые сферы GHOST BRIGADE, пока солист берется за экстремальное пение, чтобы соответствовать дум-звукам. Это работает отлично, и ко второй песне вы уже должны задаваться вопросом, кто, черт возьми, эти ребята, и почему вы до сих пор ничего не слышали о них.
Главное проклятие таких альбомов заключается в том, что удержать уровень открывающих треков не всегда удается. Именно здесь VOTUM слегка подкашивает, поскольку песни демонстрируют заметное падение в средней точке.
«Blackened Tree» и «Simulacra» — приличные номера, но сравнивать их с началом бессмысленно. Возможно, такая музыка нуждается в многократном прослушивании. Как бы там ни было, альбом быстро приходит в себя с песней «Prometheus», которая представляет собой весьма эффектную и притягательную балладу с трогательным, хрупким и красивым вокалом Бартоша. Иногда он звучит близко к суицидальной версии Эдди Веддера, если можете такое представить. «Horizontal» и «Vertical» содержат богатые и мрачные звуки с очень удачным припевом, причем последняя композиция выделяется благодаря мощным вибрациям а-ля FALL OF THE LEAFE.
Но интересным опытом «:KTONIK:» делает количество коллективов, которые он напоминает, не скатываясь к бездумному копированию. Помимо вышеназванных влияний внимательный слушатель может разглядеть намеки на AGALLOCH, SOLSTAFIR, ONLY LIVING WITNESS и, что весьма странно, мощные нотки гранжа (BUSH, например).
Собьераж – главный гарант успеха, поскольку его многогранное и эмоциональное исполнение делает песни близкими к поп-музыке. Его не было на предыдущем диске «Metafiction» (2009), но участие Бартоша, безусловно, вывело коллектив на следующий уровень. Ближайшим ориентиром является Манне Иконен (Manne Ikonen) из GHOST BRIGADE, но этот парень еще лучше, потому что обладает более широким диапазоном. Музыкальная составляющая во многом лежит на плечах гитаристов Адама Качмарека (Adam Kaczmarek) и Пётра Льниани (Piotr Lniany), которые посредством регулярных хэви-риффов сохраняют материал в металлической области, придавая музыке не слишком мягкие или разреженные формы.
В целом «:KTONIK:» — это впечатляющий фрагмент пост-рока с одной ногой в готике и одной ногой в проге. Вдобавок это титанический скачок для коллектива, приковывающий внимание к дальнейшим движениям VOTUM.