Казалось, первый полномасштабный концептуальный альбом от VEKTOR – это лишь вопрос времени. С самого основания в 2002 году филадельфийский квартет постоянно сравнивали с VOIVOD (во многом благодаря похожим логотипам, что сильнее всего бросается в глаза на гастрольных постерах), но в их музыке всегда было что-то еще помимо чистого переосмысления 80-х.
Безусловно, «кое-что еще» — не совсем верное описание, учитывая их сокрушительный дебют «Black Future» (2009). Однако продолжение 2011 года «Outer Isolation» отметилось уходом от стремительного и молотящего звука в пользу более прогрессивного подхода – длинных, запутанных композиций о пространстве и альтернативных вселенных. «Terminal Redux» — их третий и лучший альбом – возносит церебральные тенденции группы на новый уровень.
На протяжении десяти альбомных треков вокалист/ гитарист VEKTOR Дэвид ДиСанто (David DiSanto) рассказывает довольно сложную и запутанную историю военного астронавта. Протагонист поднимается по лестнице политической власти в рамках межгалактического режима после обнаружения межзвездного минерала, который может оказаться ключом к бессмертию. Но даже если вы будете игнорировать сюжетные линии, «Terminal Redux» останется одним из самых захватывающих и дальновидных металлических релизов года. Именно он должен, наконец, заткнуть всех недоброжелателей, которые находят музыку группы вторичной и производной.
Одна лишь вводная композиция умудряется представить ворох идей, достойных целой дискографии. Варьируя звук от блэк-металлических риффов до гармонических распевок и гимнового соло прямиком с альбома RUSH «Hemispheres», «Charging the Void» демонстрирует новообретенную кипучую энергию и посвежевшее творческое видение VEKTOR. «Небо, которое однажды принесло надежду и свет, — поет ДиСанто, — теперь приносит мне опустошение» — пока его визг достигает спазматических уровней в попытке передать отчаяние. По ходу песни группа намеренно сопоставляет интенсивность лирике и устраивает что-то вроде оперной увертюры. Последующие треки не столь виртуозны, однако едва ли на них есть откровенно слабые моменты.
Длиной более семидесяти минут, «Terminal Redux» временами превращается в классику YES «Tales from Topographic Oceans», однако интенсивность делает даже стандартные ходы настоящим прорывом. Такие номера как «Ultimate Artificer» и «LCD» должны успокоить поклонников забойного трэша, но большая часть второй половины диска как будто пытается привести банду к более широкой, неметаллической аудитории.
Ради справедливости стоит сказать, что с этим релизом, который нашел их на лейбле Earache Records, VEKTOR предлагают пару моментов, намекающих на современный радийный рок и фестивальных слушателей – нечто подобное BARONESS устроили со своей экспансивной пластинкой «Yellow & Green». Самые спорные моменты «Terminal Redux» отмечены необычайно красивым, шугейзовым пением ДиСанто. Ползучее интро «Collapse», например, вполне могло оказаться на одноименном альбоме RED HOUSE PAINTER, но такие выводы мгновенно улетучиваются, стоит им запустить галлопирующие двойные гитары, которые пропитывают вторую часть песни.
И тут вступает «Recharging the Void» — трек, который имитирует открывашку как в названии, так и по части амбиций. Более чем 13-минутный опус призван завершить альбом и связать концы истории между собой (здесь вообще сосредоточена львиная доля повествования). В средней, «эмбиентной» секции ДиСанто поет предельно сладко и мелодично, а его фоновые психоделические фальцеты, подобно метеорной пыли, бороздящей просторы космоса, перекликаются с записями PENTANGLE. «Все, чего мы хотим – чтобы наша история была рассказана, — поет он. – Для молодых, манящих, тоскующих миров». Здесь вы можете увидеть целую плеяду межгалактических персонажей, которые покачиваются взад и вперед в знак солидарности.
Как большинство прогрессивных альбомов – и хороших металлических альбомов в принципе – «Terminal Redux» содержит слишком много элементов, чтобы их можно было переварить моментально. Наверное, это слегка глупо, но VEKTOR играют их с бесстрастной серьезностью многобюджетных научно фантастических фильмов.
В этом смысле запись напоминает новаторские работы золотой эры жанра – будь то DEATH’s «Human» или KREATOR’s «Pleasure to Kill». Но в действительности, если VEKTOR что-нибудь и скопировали из метала 80-х, так это специфическое бесстрашие: преданность своему ремеслу и их личная увлеченность явно эволюционируют от альбома к альбому. «Terminal Redux» представляет группу в своем самом зрелом виде и в очередной раз доказывает, что они идут собственным артистическим путем и не следуют за другими. На самом деле, скорее другие будут следовать за ними.