Рецензия на альбом SWALLOW THE SUN «SONGS FROM THE NORTH»

ОЦЕНКА: 7/10

Список песен: «I»:
01. With You Came The Whole Of The World's Tears
02. 10 Silver Bullets
03. Rooms And Shadows
04. Heartstrings Shattering
05. Silhouettes
06. The Memory Of Light
07. Lost & Catatonic
08. From Happiness To Dust
«II»:
01. The Womb Of Winter
02. The Heart Of A Cold White Land
03. Away
04. Pray For The Winds To Come
05. Songs From The North
06. 66°50 'N, 28°40 'E
07. Autumn Fire
08. Before The Summer Dies
«III»:
01. The Gathering Of Black Moths
02. 7 Hours Late
03. Empires Of Loneliness
04. Abandoned By The Light
05. The Clouds Prepare For Battle

Кажется, дождались. Металлисты настолько глубоко прониклись своей музыкой, что выпустили полноценный триптих, причем, концептуальная запись не была разделена на несколько лет, а упала на полки музыкальных магазинов единовременно. Легко предположить, что SWALLOW THE SUN не впервые ломают границы. Их релизы всегда представляли собой многословные трактаты печали, и даже так называемый «мини-альбом» «Plague of Butterflies», выпущенный в 2008 году, длился около часа. Новый лонгплей «Songs From the North I, II & III» звучит в общей сложности чуть более двух с половиной часов (153+ минут), и довольно очевидно, что эти финские дум/дэт-металлисты на голову обогнали в трудолюбии остальных адептов жанра. Когда понимаешь, что легендарный двойной альбом PINK FLOYD «The Wall» предлагал скудные 80 минут, безумие этого сборника становится очевидным.

Прежде чем отправится в бесконечное плавание по скандинавским просторам, стоит разработать несколько общих условий, в контексте которых мы будем рассматривать запись. Если бы группа выпускала диски в течение нескольких лет, можно было бы логически предположить, что они предлагают рассматривать каждый релиз отдельно, но в связке со способностью группы держать общую линию (смотри VANDEN PLAS). Данный же триптих стоит рассматривать цельно и неделимо. Хорошо это или плохо, но именно с этой позиции мы будем слушать «Songs From the North».

Первое, что бросается в глаза – это странная последовательность треков. Первый и самый длинный диск (59 минут 20 секунд) можно считать классическим для группы, которая на протяжении 15-летней карьеры играет печальный среднетемповый дум/дэт, традиционно приправленный мелодичными элементами. Второй альбом (42 минуты 33 секунды), лишенный даже намеков на суровые вокалы и тяжелые риффы, заполнен меланхолией, своего рода «фолковым» готик-роком и массой отсылок к ANATHEMA, GHOST BRIGADE и TIAMAT. Финальная часть (51 минута 57 секунд), как и было обещано в пресс-релизе, содержит очень тяжелый фьюнерал-дум с гораздо меньшим стремлением к запоминающимся песням и музыкальной доступности.

С таким жанровым многообразием слушателю должно быть удобно проигрывать диск в индивидуальном порядке, но это сделает коллекцию довольно разрозненным музыкальным опытом.

На альбоме практически нет слабых моментов. «Rooms and Shadows» демонстрирует интересную смесь INSOMNIUM, TIAMAT и AMORPHIS. Влияние последних выделяется особенно сильно и звучит как что-то унифицированное из «Am Universum» (2001). Микко Котамяки демонстрирует блестящее сочетание чистого пения и гортанного рева, которое продолжается в песне «Lost and Catatonic», напоминающей эру «Brave Murder Day» KATATONIA с мрачным, но привлекательным мелодик-дэт-металом.

«From Happiness to Dust» несет в себе трюки срединного периода ANATHEMA с откровенной подачей и широкой эмоциональной палитрой, а «Heartstrings Shattering» предлагает эффективные заимствования готики «Draconian Times» PARADISE LOST, создавая интроспективное и печальное настроение с изысканной мрачностью, рефлективной гитарной работой и заниженным чистым вокалом.

Несмотря на мощь «первого блюда», второй диск действительно выглядит возвышенным и парящим. Именно здесь группа отходит от привычного жанра, чтобы совершить глубокое погружение в печальную готику, инди- и альтернативный рок, позаимствовав атмосферу ANATHEMA, TIAMAT и мягкой стороны BLACK SUN AEON и AGALLOCH. Это прекрасное путешествие от начала и до конца, поэтому сборник «II» можно назвать одним из лучших альбомов года. «Heart of a Cold White Land» — ужасающе угрюмый очерк с великолепной акустической гитарой и мрачной вокальной работой Микко. Это будто более мягкая версия GHOST BRIGADE в связке с A SWARM OF THE SUN, которая действительно вводит в мечтательный транс. «Away» — еще один осколок мечтательных и гипнотических ANATHEMA, тогда как «Pray for the Winds to Come» представляется печальным рефлективным моментом с хрупкими гитарами и вокалом. Это мрачный фолк, идеально резонирующий с наступающими снегопадами. Когда ветра зимы с тоской замирают в финальном номере «Before the Summer Dies», слушатель остается в состоянии легкого шока, поскольку он становится свидетелем крайне эмоционального путешествия в самом сердце дум/дэт-металлического проекта. Здесь вообще нет слабых песен – только депрессивный восторг.

После двух впечатляющих альбомов коллектив затягивает гайки и приступает к равномерному, медлительному и тяжелому фьюнерал-думу, который звучит приятно по сравнению с остальной частью представителей жанра, но сама длина песен делает путешествие сродни борьбе за выживание. Открывашка «Gathering of the Black Moths» особенно беспощадна со своим 13-минутным хронометражем. Несмотря на пару эффективных и увлекательных моментов (особенно выделяется безумный скриминг Микко), хочется, чтобы она закончилась поскорее. Здешние песни не так увлекательны, как в предыдущих главах трилогии, и если вы прошли через ворота первых частей, усталость даст о себе знать. Лишь редкие фрагменты композиций находят отклик, а в качестве лучшего трека стоит назвать «Abandoned by the Light».

Очевидно, что с музыкальной точки зрения «космический» тон не умолкает ни на секунду, но самое большое впечатление производит Микко. Он уже был узнаваемым вокалистом, когда работал с BARREN EARTH и KUOLEMANLAAKSO, но «Songs of the North» — это его лебединая песня. Выбор вокальных стилей захватывает дух, а его пение на дисках «I» и тем более «II» вообще феноменально. Добавьте к этому один из лучших дэт-ревов в индустрии. Маркус Ямсен и Юха Райвио дополняют коллекцию впечатляющими дум-риффами и готическими гармониями. Наряду с исключительной клавиатурой Алекси Мунтера они исследуют все формы меланхоличных пассажей поверх эпического по своей длине триптиха. Сегменты фортепиано Мунтера особенно остро звучат в композиции «The Womb of Winter». Учитывая давление такого массива музыки, трудно представить, что кто-то мог добиться лучшего результата.

Как минимум, мы должны одарить участников SWALLOW THE SUN крепким рукопожатием за такой амбициозный проект. Огромный объем материала настолько впечатляет, что многие едва ли найдут в себе терпение, чтобы осилить его полностью. Но это позорная тактика, потому что большая часть «Songs of the North» звучит действительно хорошо, а остальная часть попросту великолепна. Это чертов тройной альбом – редкий художник способен проделать такую работу в век сиюминутности и повального дефицита внимания. Сборник действительно разнороден, и кто-то, возможно, захочет собрать собственный плейлист из предложенных песен, но это ни в коей мере не уменьшает достижений SWALLOW THE SUN.

Напиши, что думаешь