Кажется, дождались. Металлисты настолько глубоко прониклись своей музыкой, что выпустили полноценный триптих, причем, концептуальная запись не была разделена на несколько лет, а упала на полки музыкальных магазинов единовременно. Легко предположить, что SWALLOW THE SUN не впервые ломают границы. Их релизы всегда представляли собой многословные трактаты печали, и даже так называемый «мини-альбом» «Plague of Butterflies», выпущенный в 2008 году, длился около часа. Новый лонгплей «Songs From the North I, II & III» звучит в общей сложности чуть более двух с половиной часов (153+ минут), и довольно очевидно, что эти финские дум/дэт-металлисты на голову обогнали в трудолюбии остальных адептов жанра. Когда понимаешь, что легендарный двойной альбом PINK FLOYD «The Wall» предлагал скудные 80 минут, безумие этого сборника становится очевидным.
Прежде чем отправится в бесконечное плавание по скандинавским просторам, стоит разработать несколько общих условий, в контексте которых мы будем рассматривать запись. Если бы группа выпускала диски в течение нескольких лет, можно было бы логически предположить, что они предлагают рассматривать каждый релиз отдельно, но в связке со способностью группы держать общую линию (смотри VANDEN PLAS). Данный же триптих стоит рассматривать цельно и неделимо. Хорошо это или плохо, но именно с этой позиции мы будем слушать «Songs From the North».
Первое, что бросается в глаза – это странная последовательность треков. Первый и самый длинный диск (59 минут 20 секунд) можно считать классическим для группы, которая на протяжении 15-летней карьеры играет печальный среднетемповый дум/дэт, традиционно приправленный мелодичными элементами. Второй альбом (42 минуты 33 секунды), лишенный даже намеков на суровые вокалы и тяжелые риффы, заполнен меланхолией, своего рода «фолковым» готик-роком и массой отсылок к ANATHEMA, GHOST BRIGADE и TIAMAT. Финальная часть (51 минута 57 секунд), как и было обещано в пресс-релизе, содержит очень тяжелый фьюнерал-дум с гораздо меньшим стремлением к запоминающимся песням и музыкальной доступности.
На альбоме практически нет слабых моментов. «Rooms and Shadows» демонстрирует интересную смесь INSOMNIUM, TIAMAT и AMORPHIS. Влияние последних выделяется особенно сильно и звучит как что-то унифицированное из «Am Universum» (2001). Микко Котамяки демонстрирует блестящее сочетание чистого пения и гортанного рева, которое продолжается в песне «Lost and Catatonic», напоминающей эру «Brave Murder Day» KATATONIA с мрачным, но привлекательным мелодик-дэт-металом.
«From Happiness to Dust» несет в себе трюки срединного периода ANATHEMA с откровенной подачей и широкой эмоциональной палитрой, а «Heartstrings Shattering» предлагает эффективные заимствования готики «Draconian Times» PARADISE LOST, создавая интроспективное и печальное настроение с изысканной мрачностью, рефлективной гитарной работой и заниженным чистым вокалом.
Несмотря на мощь «первого блюда», второй диск действительно выглядит возвышенным и парящим. Именно здесь группа отходит от привычного жанра, чтобы совершить глубокое погружение в печальную готику, инди- и альтернативный рок, позаимствовав атмосферу ANATHEMA, TIAMAT и мягкой стороны BLACK SUN AEON и AGALLOCH. Это прекрасное путешествие от начала и до конца, поэтому сборник «II» можно назвать одним из лучших альбомов года. «Heart of a Cold White Land» — ужасающе угрюмый очерк с великолепной акустической гитарой и мрачной вокальной работой Микко. Это будто более мягкая версия GHOST BRIGADE в связке с A SWARM OF THE SUN, которая действительно вводит в мечтательный транс. «Away» — еще один осколок мечтательных и гипнотических ANATHEMA, тогда как «Pray for the Winds to Come» представляется печальным рефлективным моментом с хрупкими гитарами и вокалом. Это мрачный фолк, идеально резонирующий с наступающими снегопадами. Когда ветра зимы с тоской замирают в финальном номере «Before the Summer Dies», слушатель остается в состоянии легкого шока, поскольку он становится свидетелем крайне эмоционального путешествия в самом сердце дум/дэт-металлического проекта. Здесь вообще нет слабых песен – только депрессивный восторг.
После двух впечатляющих альбомов коллектив затягивает гайки и приступает к равномерному, медлительному и тяжелому фьюнерал-думу, который звучит приятно по сравнению с остальной частью представителей жанра, но сама длина песен делает путешествие сродни борьбе за выживание. Открывашка «Gathering of the Black Moths» особенно беспощадна со своим 13-минутным хронометражем. Несмотря на пару эффективных и увлекательных моментов (особенно выделяется безумный скриминг Микко), хочется, чтобы она закончилась поскорее. Здешние песни не так увлекательны, как в предыдущих главах трилогии, и если вы прошли через ворота первых частей, усталость даст о себе знать. Лишь редкие фрагменты композиций находят отклик, а в качестве лучшего трека стоит назвать «Abandoned by the Light».
Очевидно, что с музыкальной точки зрения «космический» тон не умолкает ни на секунду, но самое большое впечатление производит Микко. Он уже был узнаваемым вокалистом, когда работал с BARREN EARTH и KUOLEMANLAAKSO, но «Songs of the North» — это его лебединая песня. Выбор вокальных стилей захватывает дух, а его пение на дисках «I» и тем более «II» вообще феноменально. Добавьте к этому один из лучших дэт-ревов в индустрии. Маркус Ямсен и Юха Райвио дополняют коллекцию впечатляющими дум-риффами и готическими гармониями. Наряду с исключительной клавиатурой Алекси Мунтера они исследуют все формы меланхоличных пассажей поверх эпического по своей длине триптиха. Сегменты фортепиано Мунтера особенно остро звучат в композиции «The Womb of Winter». Учитывая давление такого массива музыки, трудно представить, что кто-то мог добиться лучшего результата.
Как минимум, мы должны одарить участников SWALLOW THE SUN крепким рукопожатием за такой амбициозный проект. Огромный объем материала настолько впечатляет, что многие едва ли найдут в себе терпение, чтобы осилить его полностью. Но это позорная тактика, потому что большая часть «Songs of the North» звучит действительно хорошо, а остальная часть попросту великолепна. Это чертов тройной альбом – редкий художник способен проделать такую работу в век сиюминутности и повального дефицита внимания. Сборник действительно разнороден, и кто-то, возможно, захочет собрать собственный плейлист из предложенных песен, но это ни в коей мере не уменьшает достижений SWALLOW THE SUN.