Группа SUNN O))) начиналась как своеобразная дань EARTH – американскому влиятельному дуэту, чьи заниженные/ медленные риффы и непоколебимое поклонение усилителям способствовали становлению дроун-метал-формы, которую Грег Андерсон и Стивен О’Мелли пытались воссоздать. В течение первых лет это было пределом дуэта – громыхающие риффы, сыгранные практически в монументальном темпе, и безумно большие объемы.
Но развитие Андерсона и О’Мелли на этом не остановилось. В течение следующих пяти лет они включали в свою музыку элементы метала и нойза, попутно приглашая экспериментальных гостей в серии высококонцептуальных записей «White1», «White2» и «Black One», каждая из которых расширяла личный состав группы и их возможности. Они устраивали широко освещаемые полнометражные сотрудничества с коллегами и героями, а также уподобляли концерты в клубах и соборах сокрушающим устои вневременным инсталляциям, где робы, туман и нагромождения одноименных усилителей принимали очертания хэви-метал хэппенинга – формы искусства, где события происходят при участии артиста, но не контролируются им полностью.
Короткая серия шоу в 2008 году обнажила их подражание EARTH, но также дала возможность доказать общественности, что центральная идея SUNN O))) – аккорды, сыгранные медленно и громко, чтобы слушатель мог услышать каждый обертон и прочувствовать каждое тонкое изменение – осталась такой же мощной. Новые мастера арт-метала хотели продемонстрировать, что они в состоянии вернуться к истокам.
Через год после концертов SUNN O))) выпустили метко названный студийник «Monoliths & Dimensions», который содержал секцию горнов, хор, струнные и легенду блэк-металлической сцены Атиллу Чихара (MAYHEM), говорящего катастрофически медленно, но несмотря на нелепость и нетривиальность, это сработало.
В последующие годы сотрудничество с ULVER и Скоттом Уокером подтолкнуло Андерсона и О’Мелли за рамки атавистического комфорта EARTH, однако «Kannon» — первый полноформатник SUNN O))) после «Monoliths & Dimensions» — символизирует возврат к базовым элементам. С набором уже знакомых сотрудников, которые представляют собой просто поддержку для дуэта и их усилителей, «Kannon» отказывается от прогрессии с триптихом элегантных, но все еще не приводящих в восторг арок и шумов. Альбом типично громкий. Иногда этого достаточно, но перед нами, фактически, первый второстепенный лонгплей в карьере SUNN O))).
Без сомнений, «Kannon» предлагает ряд красивых и бодрящих пассажей. Немногие музыканты могут предложить тот же микс терпеливости, интенсивности, рева и дотошности; к тому же приятно услышать их взаимодействие в первозданном и изысканном акустическом сеттинге от продюсера Рэндалла Данна. В середине первого трека «Kannon 1» бас, гитара, затемненный голос Чихара и тонкий фидбэк замыкаются в прекрасный унисон — даже доставленный через наушники, этот звук парализует и волнует, будто команда массажистов нашла все правильные точки на вашем теле. Во время «Kannon 3» исполнение настолько аккуратное, а запись столь монолитна, что невозможно услышать аккорды и отследить как ноты медленно исчезают в окружающем грохоте. Это как смотреть на покадровую съемку дождя.
«Kannon» звучит превосходно, как коллекция моментов, но он не так хорош, как единый альбомный опыт, особенно учитывая общий масштаб SUNN O))). Краткость здесь может быть единственной новой идеей, поскольку композиции длятся в общей сложности чуть более 33 минут. Но Андерсон и О’Мелли не то чтобы свалили в этом пространстве всевозможные слои и мелодии. Скорее они от них отказались.
«Kannon 1» медленно собирает рифф, открывая занавес для подземного треска странно-приглушенного Чихара. «Kannon 2» начинается с борьбы музыканта с гитарой, которая разрешается фидбэком и знакомым хором колдовских голосов, окруженных тонкой завесой электронных колебаний. Самое неожиданное мгновение альбома приходит в конце этого трека, когда одна жирная, статическая басовая нота зависает в воздухе. Ударные сваливаются под ней, будто громадный тон является громыхающим комодом. Но вместо того, чтобы изучить странный звук, SUNN O))) просто выключают усилители и останавливаются. В этом и проблема: «Kannon» кажется недоразвитым и брошенным, как будто релиз состоялся преждевременно.
С момента выхода «Monoliths & Dimensions» Андерсон и О’Мелли пошли разной дорогой. Андерсон перезапустил блюз-н-дум проект GOATSNAKE и переоборудовал свой лейбл Southern Lord для олдскульного хардкора, хрустящего метала и кроссоверов. О’Мелли, в свою очередь, запустил импровизационную группу NAZORANAI с Кейдзи Хайно и Ореном Амбарчи, записал саундтрек и оркестровый альбом, а также начал выступать с новой работой Элвина Лусьера, попутно запустив лейбл, посвященный этим интересам. Напряжение между ними с давних пор было движущей и захватывающей силой SUNN O))). На «Kannon», тем не менее, Андерсон и О’Мелли избегают его, чтобы найти золотую середину компромисса и избавиться от продуктивной дрожи конфликта. По крайней мере, они все еще звучат хорошо.