Представьте сцену (это часть многих современных неонуар-фильмов со зловещим предчувствием, фальшивых квазифутуристических лент). Наш героический, но морально неоднозначный персонаж заходит в маргинальный клуб, где люди, обернутые в фетишизированные наряды и, предположительно, являющие собой все нечистоты города, танцуют ломанные (и провокационные) танцы под стробоскопами. Смесь отвращения и искушения на секунду повисает в воздухе, пока красный туман окутывает скопления переплетающихся тел. Это типичное голливудское изображение земного ада, мизансцена, пропитанная дешевым символизмом. Представьте теперь подходящий металлический аккомпанемент, сопровождающий это зрелище, но лишенный псевдозначимости, который способен затмить надуманные визуальные излишества и обеспечить поистине адский антураж.
Забудьте о привычном звуковом фоне, который в лучшем случае будет включать Мэрилина Мэнсона или NINE INCH NAILS, а в худшем – архаичное детройтское техно. Представьте вместо этого музыку настолько карающую и абсурдную, что она заставит вас дрожать от страха, лишая даже самых сокровенных надежд и подменяя их неизбежностью, экзистенциальным ужасом ада подлинного. Представили?
Что ж, тогда вы в общих чертах понимаете, как звучит SKÁPHE — относительно свежий проект американского мультиинструменталиста Алекса Пула (Alex Poole; KRIEG, CHAOS MOON, ESOTERICA) и исландца Дагура, также известного как D.G. (MISÞYRMING, NAÐRA). Их новая пластинка «Skáphe²» проверяет на прочность вашу чувствительность и несет в себе безжалостную, изнурительную эмоциональную перегрузку. И это прекрасно.
Полутораминутного введения «I» достаточно, чтобы укрепиться в вере, что «Skáphe²» может стать одним из самых заметных релизов блэк-метала в этом году. Несмотря на маркировку «блэк-метал», музыка SKÁPHE в действительности выходит за границы жанра и использует выраженный дроун, резкий нойз и авангардные элементы, лежащие в основе люциферианского кинематографичного опыта. Вся сила музыки обрушивается моментально – монолитная, невероятно плотная стена гитар, баса и барабанов движется подобно адскому локомотиву и оставляет горящую тень на своем пути, взваливая невыносимую ношу на ваши ментальные плечи. По ходу песни вы испытываете едва ли не шок – это невозможно понять или усвоить, но довольно скоро среди урагана звуков вырисовываются свои структуры, слои и мелодии, и даже грув, скрытый под царапающими звуками «Божественной комедии». Разбавленные эхом диссонирующие гитары с ревом штурмуют стены девятого ада, пока ритм-секция формируют непрекращающийся гул, поверх которого летит пыточный демонической вокал. Есть в этой мелодии крохотный фрагмент, кратчайшее мгновение, которое заставляет поверить, будто спасение впереди. Но эту слабую надежду зверски отбирают, когда вы понимаете, что даже «сочные» участки, лишенные молотящего бластбита, оказываются во власти едкого маниакального визга и атональности.
Следующие композиции (со «II» по «VI») сохраняют тот же уровень интенсивности. «II», например, показывает готовность дуэта забавляться с различными концепциями, создавая гениальный звук поверх почти незаметной мелодии, которая скрывается за отлаженным производством и мантией нойза. С другой стороны, самая длинная песня на диске, «IV», эксплуатирует пост-металлические шаблонные остинато, вращения и беспокойную хрипоту, чтобы подчеркнуть гнев и зудящую боль музыки. Несмотря на безжалостный композиционный подход и постоянные звуковые мутации, создающие контрастные архитектуры на различных уровнях, среди 36 минутного хронометража совершенно нет скуки. Эта музыка горит и стонет, заставляя вас желать большего.
И хотя одноименный дебют Пула сам по себе был похвальным, приход вокалиста Дагура на новой пластинке позволил ему укрепить и без того цельный подход, что сделало «Skáphe²» почти идеальным во всех аспектах. Большая часть инструментов, надо полагать, искусно освоена главным лидером проекта, тогда как певец прибегает к разного рода нечеловеческим вокализациям, которые с трудом вписываются в рамки обычного «пения». Производство идеально соотносится с такой музыкой, предлагая запутанный микс, достаточный, тем не менее, для раскрытия всех сложностей записи.
Цифровая эра несет в себе тонну музыки на расстоянии пары кликов, и это периодически приводит слушателей к предвзятому или, скорее, пресыщенному снобизму. Так вот, находка вроде «Skáphe²», подобно вбросу нерафинированного зла, способна оздоровить музыкальный ландшафт всех любителей экстремального опыта.