Нет команды кроме BLACK SABBATH, которая может претендовать на статус предшественников PENTAGRAM. Коллектив, рожденный в 1971 году, стал первопроходцем американского дума, и наряду со своими британскими собратьями написал историю всего жанра в целом. Более того, в течение многих лет они написали еще одну метафорическую книгу, однако на этот раз более печальную. Она рассказывала о том, как стать совершенно неприметной, андерграундной и вместе с тем культовой бандой, которая может идти своей дорогой на протяжении десятилетий, но так и не встретить должного признания.
Каждый, кто видел душераздирающий документальный фильм «Last Days Here» (2011), понимает, почему любая новая музыка PENTAGRAM должна восприниматься как нечто особенное. Сама мысль о том, что, несмотря на горести, неудачи и личных демонов, группа остается верна первоначальной звуковой модели, должна греть сердце любого хэдбенгера. Все это подводит нас к девятому студийному альбому «Curious Volume», любовно созданному на костях предыдущей пластинки «Last Rites» (2011), который звучит в стиле «уличных SABBATH», полнится блюзовыми качелями и неряшливой атмосферой придорожной забегаловки.
В рамках второго «реюнион-альбома» с участием основателей: вокалиста Бобби Лейблинга и незаменимого гитариста Виктора Гриффина (PLACE OF SKULLS, IN-GRAVED) — группа предлагает традиционный и старинный микс эпохи «Sabotage» и «Never Say Die» BLACK SABBATH, психоделику 60-х, а также элементы CREAM и байкерского рока. Песни полнятся винтажными риффами и фирменным грувом PENTAGRAM, однако на этот раз материал выглядит чуть злее и экстремальнее предыдущих работ.
Открывашка «Lay Down and Die», очаровывающая олдскульными гитарами Виктора и фирменным исполнением Бобби в стиле уставшего бродяги, звучит особенно остро и живо, что делает ее идеальным саундтреком для ралли «Ангелов ада».
Далее следует «The Tempter Push», темный антинаркотический дум с характером «Children of the Grave» SABBATH и цепляющим главным риффом, а также номера «Dead Bury Dead» и «Close the Casket», которые возвращают к классике «Day of Reckoning» (1987). Музыканты нагнетают задумчивости и мрака к заглавному треку «Curious Volume», тогда как предпоследний опус под названием «Devil’s Playground» достигает интересного результата путем смешения классического дума с элементами кантри-рока. Все песни накрывают грузными классическими риффами и дьявольским очарованием. Производство идеально соотносится с материалом, подчеркивая сырость и фуззовые гитары Виктора, оставляющие достаточно пространства для Бобби. Жирный бас звучит мясисто и «по-уличному» энергично.
Если Бобби остается харизмой и душой PENTAGRAM, то игра Виктора продает материал. Кажется, он существует в нескольких десятилетиях одновременно, выдавая обильные рок-влияния 60-х и ожидаемое поклонение Тони Айомми. На каждую идею SABBATH здесь есть по две от CREAM и THE YARDBIRDS, плюс некоторые соло, вполне достойные альбомов KYUSS. Он чертовски умело седлает блюзовый грув и запрыгивает на него, будто на ковер-самолет, пока стены не начинают таять и менять цвета. Тогда-то и приходит понимание, насколько недостаточны остальные гитарные мастера (для пущей уверенности проверьте его проект IN-GRAVED). Естественно, PENTAGRAM не будет собой без вокала Бобби. Он может звучать ранимо и мрачно одновременно, а через миг перевернет ваши внутренности, что делает его поистине уникальным солистом. Его искажения в «Misunderstood» превращают трек в поп-мелодию, а напевка в начале «Devil’s Playground» моментально отсылает к пластинкам CLUTCH.
Если вам нужна очередная порция запойного дум-рока, «Curious Volume» станет волшебной пилюлей. Возможно, это не лучший альбом года, но перед нами как минимум еще один драгоценный камень в короне живых легенд.