Иногда два музыканта буквально созданы друг для друга. Химия между ними возникает мгновенно, и даже во время первого джем-сейшна они понимают, что призваны играть музыку вместе. История знает немало успешных дуэтов, как то Джаггер и Ричардс, Лемми и Тейлор, Слэш и Роуз, Хэтфилд и Ульрих, в конце концов. Вы можете возразить, что аналогии с классическим рок-н-роллом в контексте экстремальных металлических дикарей выглядят нелепо, однако они разделяют с ними одно маленькое, но чертовски важное качество: бескомпромиссность.
Немецкий дуэт MANTAR взорвал андерграунд и устремился к славе с палящим дебютом «Death by Burning» два года назад. Объединив хриплый блэк и яростный сладж-метал с интенсивной энергией панка, нигилизмом и тонной первобытных риффов, коллектив заставлял желать большего, и это не ушло от студийных боссов Nuclear Blast, которые все-таки выбили контракт на вторую пластинку «Ode to the Flame».
Опасения по поводу влияния лейбла на процесс записи отпали еще на стадии производства. В последнем интервью для портала Noisey музыканты сказали, что готовы были «выбросить запись», если она по каким-либо причинам их не устроит. Тем не менее, выбрасывать такой материал – настоящее преступление против всего металлического сообщества. Сырой, тяжелый и воинственный, дуэт до сих пор умудряется писать песни в равной степени броские, веселые и неугомонные.
«Ode to the Flame» развивает успех MANTAR и находит изобретательный тандем за пересечением границ экстремальной музыки. При этом альбом не слишком рвется за пределы крепкого фундамента «Death by Burning» и следует плану: Если это работает, зачем что-то менять. Но, как и подобает любой успешной работе после дебюта, дуэт Ханно (вокал, гитара) и Эрика (ударные, вокал) повышает ставки, укрепляя базовую формулу и совершенствуя свои навыки как песенников и музыкантов.
Стартовая композиция «Carnal Rising» запускает краш-тест бурей риффов и воя. Несмотря на возросший бюджет, фирменный металлический рок-н-ролл MANTAR не утратил сырости, однако получил чуть более чистое и динамичное производство. Так, вокал Ханно и гитарный тон выделяются из общего микса при поддержке неумолимых барабанов Эрика, который колотит по своей установке так сильно, что вы можете вообразить осколки барабанных палочек, летящие за каждым его пассажем; это единственный способ получить глубокие звуки, которые поведут за собой драгоценные трэш-номера вроде «Praise the Plague» и «OZ».
Есть старая поговорка о том, что хорошей рок-группу делает хороший барабанщик. Так вот, для MANTAR это будет скорее принижением, чем комплиментом. Эрик становится удивительным двигателем космической цельности группы – и его техника позволяет Ханно играть действительно разнообразные риффы.
По сравнению с «Death By Burning» новый альбом чуть сложнее в гитарном плане. Богатый хуками опус «Era Borealis» находит себя между взрывами пропульсивного панка, гимновыми риффами и удушающе-заводным припевом в лучших традициях шведского хардкора REFUSED. Стоунер-металлический грув «Born Reversed» и «Schwanenstein» также основывается на переменах темпа; альбом регулярно взрывается моментами атонального трэша, чтобы сбросить обороты и начать все сначала. MANTAR с легкостью меняют металлические стили, зачастую в одной песне, как на «Sundowning», но не пытаются копировать ту или иную группу. Как только вам начинает казаться, что MANTAR слишком сильно углубляются в трэш, они переходят в дум-метал, чтобы через минуту променять его на краст-панк.
Темп и подача на этот раз более сплоченные и последовательные — каждая песня тщательно проработана и захватывает с самого начала, однако удивительные тонкости мелодии все еще можно обнаружить внутри громоподобной атаки.
Подкрепленный более широким, жирным производством, «Ode to the Flame» демонстрирует абсолютную стену звука, но если компрессия в творчестве остальных команд кажется надуманной, для MANTAR это естественный способ говорить со своей аудиторией. Гитарный звук огромен и реален, полон злости и необходимой тяжести, тогда как стильные и сильные ударные партии Эрика дополнены органичным тоном и отчетливыми тарелками. «Ode to the Flame» был одним из самых ожидаемых альбомов 2016 года, и на этот раз ожидания действительно оправдались.
В воздухе витает ощущение тотальной тяжести, и хотя общая громкость пластинки может утомить через некоторое время, риффы и захватывающие моменты «Ode to the Flame» перекрывают все. Структуры и сонграйтинг достаточно разнообразны, чтобы удерживать интерес на протяжении всего лонгплея, а в эпоху претенциозного «художественного» метала как нельзя кстати группа, которая переводит экстремальную музыку в плоскость классического рок-н-ролла: простого и предельно действенного.